УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Другая слабая по успеваемости ученица Вера Б-а до .урока считала, что в пустынях растет высокая трава, а в тундре ничего не растет, кроме мха и лишайника. После уро­ ка Вера рассказывала так: «В тундре очень много травы, цветов, ягод. Но деревьев в тундре почти нет. В пустыне ра­ стут травы, которые называются колючкой, солянкой, по­ лынью. В тундре у растений корни маленькие, потому что Елага далеко не проникает, а в пустыне — длинные, чтоб до­ стать влагу из нижних слоев почвы. В пустыне живет ящери­ ца до 1 метра длиной, птица сойка, антилопа. Животные тундры зимой имеют белую окраску, а в пустынях под цвет песка — желтую- Это для того, чтоб укрыться от хищников». Каковы же ответы учеников 7 класса «б»? Ответы некоторых учеников 7 класса «б» далеко непол­ ные, к тому же и ошибочные. Так, ученик Слава И-й сооб­ щает: «В тундре растут хвойные деревья. В пустыне растет саксаул, вместо листьев чешуи, верблюжья колючка. В тунд­ ре много травы, цветов, растет сосна, ель. В пустынях живут верблюды, змеи, черепахи, ящерицы...». Слава ничего не гово­ рит о приспособляемости растений и животных к условиям данной местности. Если бы он хорошо разобрался в сообщае­ мом материале, то не сказал бы, что в тундре «растет сосна, ель». Ничего не говорят о приспособляемости растительного и животного мира к климатическим условиям данной зоны и другие ученики этого класса. Опрос учащихся через 2,5 месяца также свидетельствует о том, что использование приема сравнения в 7 классе «а» было более эффективным, чем в 7 классе «б» (см. ниже)- Количественный анализ ответов учащихся 7 класса «а» и 7 класса «б» через 2,5 месяца Классы, формы сочета­ ния о б ъ е к т ы особенности объектов абсолютное количество правильно названных объектов % по отноше­ нию к числу возможных правильных ответов абсолютное ко­ личество пра­ вильно назван­ ных свойств объектов % по отноше­ нию к числу возможных правильных объектов II ф. 7 кл. „а* 70 97 34 94 III и IV ф. 7 кл. „б* 61 87 19 56 73

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=