УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

шивалось по 5 учеников в каждом классе). Ученики могли назвать 72 объекта и 36 особенностей. Приводим таблицу, показывающую уровень ответов учащихся обоих классов пос­ ле урока. Количественный анализ ответов учащихся 7 класса «а» и 7 класса «б» после уроков Классы, формы сочета­ ния о б ъ е к т ы особенности объектов абсолютное количество правильно названных объектов % по отноше­ нию к числу возможных правильных ответов абсолютное ко­ личество пра­ вильно назван­ ных свойств объектов % по отноше­ нию к числу возможных правильных ответов II ф. 7 кл. „а* 57 74 35 97 III и IV ф. 7 кл. „б' 57 74 22 61 Учащиеся 7 класса «а» не только назвали больше свойств объектов, но и пользовались сравнением, вскрывая особенно­ сти растительного и животного мира зон -и причины, вызвав­ шие это различие. Учащиеся 7 класса «б» к сравнению почти не прибегали. Они поочередно перечисляли представи­ телей растительного и животного мира тундры и пустыни. И лишь Толя Д-н сравнивает корни растений: «В пустынях у растений корни длинные, а в тундре короткие, так как близ­ ко вечная мерзлота», Аля Ч. сравнивает окраску животных: «Животные пустынь имеют желтую окраску, а в тундре зи­ мой под цвет снега, а летом под цвет травы». Приведем несколько отрывков из ответов учащихся 7 класса «а»- Вот образчик ответа слабой по успеваемости ученицы Нади П-й: «В пустыне растет полынь, верблюжья колючка, акация с мелкими листочками, саксаул, у которого вместо листьев чешуйки. Корни длинные, чтоб достать влагу, а в тундре у растений корни короткие. Животный мир в пу­ стыне следующий: верблюд, антилопа, ящерица, змеи, скор­ пионы, пауки. Разводят каракулевые породы овец. Окраска животных в тундре зимой белая, летом под цвет земли. В пу­ стынях под цвет песка, чтоб спастись от хищников». До урока в беседе из интересующих нас животных Надя назвала только верблюда- 72

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=