УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
меньше, к тому же близко слой вечной мерзлоты, а потому вода застаивается и образуется много болот. Сравнив климат, почвы этих зон и выяснив особенности климата каждой зоны, Мучитель подвел учащихся к осознанию причин различия рас тительного и животного мира, к пониманию зависимости этих особенностей от климата. Полученные учащимися знания о природных зонах в 5—7 классах углубляются за счет деталь ного анализа климатических особенностей каждой зоны и со отнесения этих особенностей с особенностями растений и жи вотных сравниваемых зон. Как же протекало сравнение на уроке в 7 «б»? Сравнив рельеф двух зон, учитель сопоставил климатические особен ности. Сравнение, как и в 7 кл. «а», шло по линии нахожде ния причинных зависимостей растительного.и животного ми ра от климатических особенностей каждой зоны, но сравне ние осуществлял сам учитель, сам объяснял причины закреп ления особенностей растительного и животного мира. Сопоставление хода уроков показывает, что по характеру развития сравнения в том и другом случае они резко различа ются. В одном классе (7 «а») учитель, отправляясь от наблю дений учащихся, ведет их к осознанию наблюдаемых овязей Между явлениями путем сравнения их между собой. Так, сравнив количество осадков, выпадающих в пустыне и тундре, здесь выяснили, какое воздействие оказывает то или иное ко личество осадков на растительный и животный мир, отметили особенности растительного и животного мира двух сравни ваемых зон и объяснили причины появления этих особенно стей. В 7 классе «б» сравнение проводил сам учитель. Сведе ния об особенностях растительного и животного мира срав ниваемых зон и о зависимости этих особенностей от климата той или другой зоны- сообщал сам. Наглядные пособия на этом уроке служили лишь для иллюстрации сообщаемого материала. Каковы же результаты проведенных уроков? Беседы, пред шествовавшие уроку, показали, что учащиеся обоих классов имели приблизительно одинаковое представление о климате, растительности и животном мире зоны пустынь и зоны тунд ры. Однако результаты опроса после урока далеко не одина ковы. Если представителей растительного и животного мира сравниваемых зон в том и другом классе называли одинако вое количество, то их особенностей учащиеся 7 кл. «а» отме тили больше, чем учащиеся 7 кл. «б». Первые полнее и глуб же объяснили причины закрепления этих особенностей (опра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=