УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

меньше, к тому же близко слой вечной мерзлоты, а потому вода застаивается и образуется много болот. Сравнив климат, почвы этих зон и выяснив особенности климата каждой зоны, Мучитель подвел учащихся к осознанию причин различия рас­ тительного и животного мира, к пониманию зависимости этих особенностей от климата. Полученные учащимися знания о природных зонах в 5—7 классах углубляются за счет деталь­ ного анализа климатических особенностей каждой зоны и со­ отнесения этих особенностей с особенностями растений и жи­ вотных сравниваемых зон. Как же протекало сравнение на уроке в 7 «б»? Сравнив рельеф двух зон, учитель сопоставил климатические особен­ ности. Сравнение, как и в 7 кл. «а», шло по линии нахожде­ ния причинных зависимостей растительного.и животного ми­ ра от климатических особенностей каждой зоны, но сравне­ ние осуществлял сам учитель, сам объяснял причины закреп­ ления особенностей растительного и животного мира. Сопоставление хода уроков показывает, что по характеру развития сравнения в том и другом случае они резко различа­ ются. В одном классе (7 «а») учитель, отправляясь от наблю­ дений учащихся, ведет их к осознанию наблюдаемых овязей Между явлениями путем сравнения их между собой. Так, сравнив количество осадков, выпадающих в пустыне и тундре, здесь выяснили, какое воздействие оказывает то или иное ко­ личество осадков на растительный и животный мир, отметили особенности растительного и животного мира двух сравни­ ваемых зон и объяснили причины появления этих особенно­ стей. В 7 классе «б» сравнение проводил сам учитель. Сведе­ ния об особенностях растительного и животного мира срав­ ниваемых зон и о зависимости этих особенностей от климата той или другой зоны- сообщал сам. Наглядные пособия на этом уроке служили лишь для иллюстрации сообщаемого материала. Каковы же результаты проведенных уроков? Беседы, пред­ шествовавшие уроку, показали, что учащиеся обоих классов имели приблизительно одинаковое представление о климате, растительности и животном мире зоны пустынь и зоны тунд­ ры. Однако результаты опроса после урока далеко не одина­ ковы. Если представителей растительного и животного мира сравниваемых зон в том и другом классе называли одинако­ вое количество, то их особенностей учащиеся 7 кл. «а» отме­ тили больше, чем учащиеся 7 кл. «б». Первые полнее и глуб­ же объяснили причины закрепления этих особенностей (опра

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=