УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

ским швом умеют вышивать. Н. К- Крупская излагает мысли В. И. Ленина об организации работы Советов, которые долж­ ны втягивать в общественную практическую работу по борьбе за культуру, санитарию, по жилищному делу всю массу насе­ ления, в том числе и подростков. Надежда Константиновна Крупская пишет также о значе­ нии примера, одобрения и осуждения поступков детей как методов воспитания. А. С. Макаренко (3) указывал на трудности при разреше­ нии проблемы о методах и средствах воспитания, особенно в семье. Он говорил, что никакое средство нельзя рассматри­ вать изолированно от системы: внушение, объяснение, беседы и любое средство, взятое отдельно, не достигнет цели. Только системой методов и средств, планомерно и умело применяе­ мой, можно осуществлять правильное воспитательное воздей­ ствие родителей на детей. Раскрывая природу и целесообразность отдельных мето­ дов, Макаренко большое внимание уделяет рассказу и беседе в семье. В «Книге для родителей» он с увлечением описывает рассказ и беседу столяра Минаева с сыновьями Сергеем и Тимкой о его участии в боевых действиях отряда, защи­ щавшего молодую Советскую республику от белогвардейцев, и др. Однако Макаренко предупреждает, что из родителей именно те плохо воспитывают своих детей, которые слишком преувеличивают значение педагогических бесед. В выступле'- нии на тему: «Семья и воспитание детей» и в «Лекциях о во­ спитании детей» выдающийся педагог выделяет и обосновы­ вает метод практического приучения. Привычки надо так во­ спитывать, чтобы ребенок не мог поступать иначе, как только по привычке. А. С. Макаренко признает большую роль учебного и произ­ водительного труда, общественной работы и труда в быту. В его колонии работала школа. Учебный труд в ней был связан с производительным. Воспитанники приобретали навыки об­ щественного поведения. -Великий педагог большое значение уделяет примеру, одобрению, осуждению и другим методам воспитания. В работах современных советских педагогов: И. Ф. Свад- ковского, Н. А. Петрова, Н. И. Болдырева, Е. И. Волковой, И. А. Печерниковой и др., посвященным вопросам воспитания детей в семье; рассматриваются следующие методы и сред­ ства: разъяснение, рассказ и беседа родителей с детьми, при­ 7

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=