УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
:29 (География СССР для 7 класса семилетней и средней школы под редакцией С. В. Чефранова, учпедгиз, 1953 г.) и другие. На этих уроках картина «Тундра весной» не де монстрировалась, так как она использовалась на предыду щих уроках и была хорошо знакома учащимся. Приведем краткое описание обоих уроков по теме «Зона полупустынь и пустынь», а затем проследим, при каких ус ловиях дидактический прием сравнения дает наибольший эф фект, т. е. на каком уроке учащиеся получают более прочные и осознанные знания по данному разделу. Ход урока в 7 кл. «а» После опроса учитель объявляет новую тему и просит тчашихся показать, где расположена зона полупустынь и пустынь и зона тундры. Выяснив, что рельеф в тундре и в пустыне преимущественно равнинный, сравнивают почвы и климатические особенности каждой зоны. Сравнение произво дят сами учащиеся под руководством учителя по вопросам. Учитель : Найдите изотерму —12° января и посмотрите внимательнее, где она проходит. Ученица : Изотерма —12° из тундры спускается в пустыню. Учитель : Какая же зима в тундре? (Проследите по кар те продолжительность морозных дней в тун дре). Уч еница : Зима в тундре суровая и продолжительная. Учитель : А продолжительность зимы в пустыне? У ченица : А в пустыне (думает) тоже суровая. В т о р а я уч еница : Зима в тундре и пустыне суровая, холодная, изотерма —12° проходит и в пустыне и тундре. Учит ель : Кто объяснит, почему? Ученица : В пустыне зима суровая потому, что теплые ветры сюда не заходят. Разобрав, почему зима суровая в тундре и в пустыне, переходят к сравнению летней темпе ратуры. Учит е л ь : Откройте стр. 24, рис. 15. Найдите изотерму -(-12° июля и проследите, где она проходит. Ученица : Она проходит только в тундре. В т о Г- а я у ч е н иц а : А в пустыне -f-28°.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=