УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
В беседе через определенный срок учащиеся тех классов,, где использовалась при сравнении 1 форма сочетания, назва ли 714 объектов, т. е. 66%, 669 свойств, т. е. 76%. А учащие ся тех классов, где использовалась при сравнении III форма сочетания, назвали 370 объектов, т. е. 34% и 206 свойств., т. е. 24%. Графическое изображение № I Графическое изображение Ni 2 too *4 ICO'. до урока после через опр. срок до урока после через опр. срок Обозначения: — I ф. сочет. IIIф.сочет. 10°/о. До урока и в той и другой группе классов учащиеся на звали приблизительно одинаковое количество объектов и их свойств. При сравнении внутренних связей в отношении между явлениями, т. е. при сравнении непосредственно не восприни маемых связей и отношений, наибольший эффект дает такое сочетание слова и средств наглядности, при котором учитель, отправляясь от проведенных учащимися наблюдений, ведет их к осознанию связей между явлениями путем сравнения этих явлений между собой. Это можно проследить, например, на уроках географии в 7 классе при изучении раздела «При родные зоны СССР». Разберем два урока географии, проведенные по теме «Зона пустынь и полупустынь». Уроки проводились в 7 клас се «а» и 7 классе «б» школы № II г. Тулы в 1956 г. На уро ке использовались наглядные пособия: 1) картина «Пустыня Кара-Кум», наглядное пособие для IV класса. Госучпедгиз, 1952 г., 2) рисунки из учебника №№ 14, 15, 16 на стр. 14, 26... 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=