УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

их окраску: «Окраска животных степи серая, под цвет расти­ тельности, а в пустыне коричневая и желтая, чтоб прятать­ ся от хищников». В 5 классе «а» даже хорошие по успеваемости ученики не могли справиться с заданием.'Они чаще давали поочередное описание растительности и животного мира зоны степей и пустынь, не вскрывая особенностей растительного и живот­ ного мира каждой зоны и их зависимость от климата. Вот отрывок из ответа хорошо успевающей ученицы 5 кл. «а» Иры Ос-й: «В пустыне растительность бедная. Растительность там такая: верблюжья колючка, саксаул, полынь. Обитают в пустыне фаланги, тушканчики, скорпионы, змеи, верблюды. Степи отличаются от пустынь тем, что в степи богатая расти­ тельность. Животные и птицы там разные...» Через полтора месяца после урока была проведена бе­ седа с теми же учащимися и по тем же вопросам. Результа­ ты опроса через полтора месяца отражены в данной таблице. Количественный анализ ответов учащихся 5 кл. «а» и 5 кл. «б» через 1,5 месяца Классы, формы сочета­ ния о б ъ е к т ы свойства объектов абсолютное число правиль­ но названных объектов % по отноше­ нию к числу возможных правильных ответов абсолютное число правиль­ но названных свойств объектов И по отноше­ нию к числу возможных правильных отве гсв 111 ф. 5 , а* 53 38 10 13 1 ф. 5 ,6“ 79 56 36 48 Учащиеся 5 кл. «а» не только назвали мало растений и животных пустыни, но их ответы страдали теми же недо­ статками, которые мы в свое время обнаружили в их отве­ тах сразу же после экспериментального урока. Школьники, по существу, не давали сравнений, не вскрывали особенно­ стей растений и животных, не показывали зависимости ра­ стительного и животного мира от климата. Так, например, отвечал Юра Ч-к: «...В степях встречаются кабаны. В пусты­ нях их нет. В пустыне водятся антилопы, тушканчики, змеи. бб

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=