УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

казала, что учащиеся 5 кл. «б» запомнили материал лучше, чем учащиеся 5 кл. «а». Во время беседы учащимся предла­ галось сравнить животный и растительный мир пустынь с животным и растительным миром степей и объяснить суще­ ствующее различие. Учащиеся должны были вспомнить жи­ вотных и растения и указать их особенности. Ниже приводим таблицу, дающую количественный ана­ лиз ответов. Перечисленные учащимися животные и расте­ ния будем называть объектами, а особенности их — свойст­ вами объектов. В ходе беседы после урока, как и в беседах до урока и через полтора месяца после урока, опрашивалось по 5 человек в каждом классе. Опрашиваемые при полном усвоении должны были назвать 110 объектов и 75 свойств объектов. Количественный анализ ответов учащихся 5 кл. «б» и 5 кл. «а» после урока Классы, формы сочета­ ния о б ъ е к т ы свойства объектов абсолютное число правиль­ но названных объектов % по отноше­ нию к числу возможных правильных ответов абсолютное число правиль­ но названных свойств объектов % по отноше­ нию к числу возможных правильных ответов 11!ф.5,а- I ф. 5 .6 “ 58 100 45 88 ' 30 61 40 81 Разница в ответах получилась большая. Характер самих сравнений также свидетельствует о лучшем усвоении учеб­ ного материала учениками 5-кл. «б». Все учащиеся этого класса сумели показать существующую зависимость расти­ тельного мира от климата: указывали конкретно, какие ра­ стения растут в пустыне, какие в степи, а какие и в степи и в пустыне, какие у них корни и листья, какую окраску име­ ют животные. Даже слабый по успеваемости ученик 5 кл. «б» Вова Ер-в назвал 13 животных и растений и 12 их особенно­ стей, сравнил корни и листья: «листьев у растений пустыни почти нет, это иголочки, как у верблюжьей колючки, чтоб меньше испарять, а у растений степей листья большие, им влаги хватает». Назвав животных, ученик так сравнивает 65

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=