УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

стынь». Учащиеся отмечали, что растения пустынь почти без листьев, а в степи большая трава. Но детального сравнения листьев учащиеся провести не могли, и учитель сам сообщал, что листья у растений пустынь изменились и приняли форму иголочек, колючек. Учащиеся еще не могли объяснить, поче­ му произошло такое изменение, и учитель сам раскрывал причину изменения листьев. Таким же образом проводилось сравнение корней. Учи­ тель предлагал учащимся открыть учебник на стр. 140 и рас­ смотреть рисунок «Песчаная осока». Следовало задание: «Посмотрите и сравните, что больше, корни или верхняя часть растения». Учащиеся убеждались в том, что у расте- * ний пустынь корень больше стебля, а в степи— наоборот, но объяснить причину такого явления еще не могли, и это делал учитель. В таком же плане осуществлялось и сравнение животно­ го мира. Устанавливалось, что одни животные обитают толь­ ко в пустыне, другие — только в степи, а третьи — и в сте­ пи и в пустыне. Учитель обращал внимание учащихся на различие в окраске животных пустынь и животных степей и сам объяснял причину этого различия. После сравнения и в том и в другом классе учителя очень коротко рассказывали о пустынях Центральной Азии, Аф­ рики, об оазисах и растительности в этих местах и т. д. Сравнение растительного и животного мира пустыни Кара-Кум с растительностью и животным миром ковыльных степей не было самоцелью. Учитель стремился показать ру- ществующую разницу между степью и пустыней вообще. Для осуществления этой цели учитель и остановился на сравне­ нии растительного и животного мира пустыни Кара-Кум н ковыльных степей, показав особенности растительного и жи­ вотного мира этих зон и подчеркнув зависимость раститель­ ного и животного мира от климата. Сравнение растительного и животного мира двух зон в 5 кл. «б» было более эффективным. Используемый дидакти­ ческий прием сравнения в 5 кл. «а» активизировал внимание, но все же не настолько, как в 5 кл. «б», где ученики сами производили сравнение, отыскивали общие и отличительные черты этих зон, сами обнаружили зависимость растительного мира от климата данной зоны, а животного мира — от расти­ тельности и климата. Беседа по материалу урока, проведенная после него, по­ 64

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=