УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

дает возможность учащимся предварительно познакомиться с картинами, переходили к сравнению. * В 5 классе «а» сравнение производил сам учитель, а уча­ щиеся только слушали. Учитель рассказывал, что в степи . много травянистой растительности, а в пустыне трава встре­ чается лишь кое-где на песчаной почве, что есть и неболь­ шие кустики (эти растения назывались). При этом подчер­ кивалось, что растения пустыни имеют некоторые особенно­ сти, связанные с приспособлением к климатическим услови­ ям данной зоны. Сравнивая листья и корни растений степи и пустыни, Учитель объяснял существующую разницу (пока- зьГвал рисунки в учебнике «Физическая география» на стр. 140) '. Затем осуществлялось сравнение животного мира двух зон: были названы животные пустыни (использовались при этом рисунки, приведенные в учебнике географии на стр. 140—141), выделялись животные, которые могут жить и в степи и в пустыне. Учитель обращал внимание на окрас­ ку животных, подчеркивая особенность этой окраски у жи­ вотных степни и пустыни, и объяснял, чем это обусловлено. В 5 классе «б» сравнение растительного и животного ми­ ра пустыни с растительным и животным миром степей произ­ водили под руководством учителя непосредственно сами ученики. Для того, чтобы выяснить зависимость растительно­ го мира от климата зоны, учитель сначала давал задание: «Сравните растительность зоны пустынь и зоны степей». Этим он нацеливал учащихся на сравнение. Затем следова­ ли другие вопросы: «Где разнообразнее растительность?», «Где больше растительности?». Учащиеся выяснили, что больше растительности в степи, а в пустыне она растет кое- ‘где. Учитель далее требовал назвать растения пустыни, спра­ шивая: «Какие эта растения? Назовите», так как с некото­ рыми растениями пустынь учащиеся знакомятся еще в 4 классе. Ученики называли, но не все изучаемые виды. Тог­ да учитель ставил еще один вопрос: «А это что за растение сероватого цвета?». И уже после этого вопроса, видя,что де­ ти не знают некоторых растений, сам называл их (полынь, песчаная акация...). Установив виды растений пустыни, учитель направлял внимание учащихся на сравнение особенностей растений сте­ пей и пустынь, а именно, на сравнение листьев и корней. Он давал задание: «Сравним листья растений степей и пу­ 1 И. Заславский и Т. Герасимова. Физическая география для 5 клас­ са. Учпедгиз, 1956 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=