УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
дает возможность учащимся предварительно познакомиться с картинами, переходили к сравнению. * В 5 классе «а» сравнение производил сам учитель, а уча щиеся только слушали. Учитель рассказывал, что в степи . много травянистой растительности, а в пустыне трава встре чается лишь кое-где на песчаной почве, что есть и неболь шие кустики (эти растения назывались). При этом подчер кивалось, что растения пустыни имеют некоторые особенно сти, связанные с приспособлением к климатическим услови ям данной зоны. Сравнивая листья и корни растений степи и пустыни, Учитель объяснял существующую разницу (пока- зьГвал рисунки в учебнике «Физическая география» на стр. 140) '. Затем осуществлялось сравнение животного мира двух зон: были названы животные пустыни (использовались при этом рисунки, приведенные в учебнике географии на стр. 140—141), выделялись животные, которые могут жить и в степи и в пустыне. Учитель обращал внимание на окрас ку животных, подчеркивая особенность этой окраски у жи вотных степни и пустыни, и объяснял, чем это обусловлено. В 5 классе «б» сравнение растительного и животного ми ра пустыни с растительным и животным миром степей произ водили под руководством учителя непосредственно сами ученики. Для того, чтобы выяснить зависимость растительно го мира от климата зоны, учитель сначала давал задание: «Сравните растительность зоны пустынь и зоны степей». Этим он нацеливал учащихся на сравнение. Затем следова ли другие вопросы: «Где разнообразнее растительность?», «Где больше растительности?». Учащиеся выяснили, что больше растительности в степи, а в пустыне она растет кое- ‘где. Учитель далее требовал назвать растения пустыни, спра шивая: «Какие эта растения? Назовите», так как с некото рыми растениями пустынь учащиеся знакомятся еще в 4 классе. Ученики называли, но не все изучаемые виды. Тог да учитель ставил еще один вопрос: «А это что за растение сероватого цвета?». И уже после этого вопроса, видя,что де ти не знают некоторых растений, сам называл их (полынь, песчаная акация...). Установив виды растений пустыни, учитель направлял внимание учащихся на сравнение особенностей растений сте пей и пустынь, а именно, на сравнение листьев и корней. Он давал задание: «Сравним листья растений степей и пу 1 И. Заславский и Т. Герасимова. Физическая география для 5 клас са. Учпедгиз, 1956 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=