УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
Таблица показывает, что знания (ответы) учащихся дале ко не одинаковые. Ученики 6 класса «а» назвали 52 предмета вооружения воинов и 78 их особенностей, а ученики 6 клас са «б» только 21 предмет вооружения и 9 их особенностей. Из приведенного выше анализа двух уроков становится ясным, что сочетание слова и средств наглядности при срав- - нении внешних свойств объектов, в частности, при сравне нии вооружения греческих и римских воинов, дает более прочные знания при руководстве мыслительной деятель ностью учащихся, нежели в том случае, когда учитель срав нение внешних свойств объектов производит сам. Это под тверждают также результаты уроков, проведенных по темам: «Греко-персидские войны», «II Пуническая война». Подвергающееся проверке сочетание слов и средств на глядности нашло свое применение и дало положительные результаты и по другим учебным предметам. Так, этот опыт использовался на уроках географии в 5 классе при изучении раздела «Природные зоны», где растительный и животный мир одной зоны сравнивается с растительным и животным миром другой зоны. Проследим ход эксперимента на уроках по теме: «Зоны пустынь». Уроки проводились с учащимися 5 классов школы№ 169 гор. Москвы. Целью уроков было: показать особенности ра стительного и животного мира зоны пустынь и его зависи мость от климата. При этом растительный и животный мир зоны пустынь сравнивался с растительным и животным ми ром зоны степей. В 5 классе «б» при сравнении использовалось преимуще ственно такое сочетание слова и средств наглядности, при ко тором учитель руководил процессом сравнения, а в 5 клас се «а» учитель сам осуществлял сравнение, сам делал вывод, обобщение. И в том, и в другом классе после опроса учитель объяснял, что такое пустыня, называл главные пустыни зем ного шара и показывал их на карте. Сообщая о количестве выпадающих осадков, учителя подчеркивали, что в пустыне количество осадков не превышает 200 мм в год, в то время как в степи достигает 300—400 мм в год, и отмечали, что та кая разница в осадках приводит к существенному различию в растительном и животном мире данных зон. Затем демонст рировались две картины «Степь ковыльная весной» и «Пусты ня Кара-Кум» и предлагалось учащимся сравнить раститель ность степей и пустынь. После небольшой паузы, которая 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=