УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

материал, чем учащиеся 6 кл. «б», свидетельствует также и характер их ответов. Приведем отрывки из ответов некото­ рых учеников. Так, средняя по успеваемости ученица Женя Т. на во­ прос: «В чем преимущество вооружения римских воинов пе­ ред греческими?» отвечает: «У римлян было копье и оно было лучше, потому что копье лучше держать. У греков— копье тупое, а у римлян острое». (Здесь ученица имеет в виду, что копья римлян заострены с двух концов, а у гре­ ков— с одной стороны). Далее Женя продолжает: «...Еще был щит немного выпуклый, и стрелы могли соскальзывать, а у греков круглый и дрался до тех пор, пока щит не проби­ вало насквозь. Римский воин одет был лучше. У римлян на плечах латы (имеет в виду наплечники), а у греков руки были голые. У римлян на голове был надет шлем, защищал голову, шею, а у греков не защищал шею, и у греков могли голову срубить мечом. У римского воина был меч острый. Если копье ломалось, дрался мечом». У греческого воина на рисунке меча не было видно, а потому ученица и сделала та­ кой вывод. Вот ответ другой средней по успеваемости ученицы Га­ ли В. «У римлян было копье, его лучше держать—есть ручка. Оно острое, у греческих воинов копье короткое, ему (воину) неудобно было держать (не было такого приспособления, т. е. щита). Римский панцирь лучше. Он был до колен, а у греков ноги не закрывал. У римлян были латы (наплечни­ ки) на плечах, а у греков не было. Шлем римлян закрывал не только голову, но и шею, а у греков только голову. У римлян был щит больше и выпуклый, а у греков круглый. Он (римский щит) больше, а греческий маленький и хуже, лучше выпуклый. Он больше и лучше прикрывал». Все преимущества вооружения римских воинов указали и другие опрашиваемые ученики. Совершенно иная картина выявляется в ответах учащихся 6 кл. «б». Они не только слабо запомнили, как называется тот или иной предмет вооружения воинов, но часто даже хо­ рошие по успеваемости ученики не могли указать, чей воин лучше вооружен и в чем конкретно проявляется превосход­ ство вооружения римских воинов. Вот, например, отрывок из ответа хорошей по успеваемости ученицы 6 класса «б». «Римские войска были тяжело вооружены. У них были тяжелые копья. Они были длинные. Шлемы большие, тяже­ лые кольчуги. Греческие войска были тоже тяжело вооружен­ 60

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=