УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

крестьян. Она отмечает, что это наложило печать на всю его деятельность, как революционера. В статье «Руководство к действию» Надежда Константиновна советует работницам, много пережившим, рассказывать своим детям отом, как при­ ходилось раньше бороться с фабрикантами, как тяжело жи­ лось рабочим и их семьям при царизме, и т. д. Надо расска­ зывать о своем’участии в революции, в войнах против врагов, в труде на общую пользу. Н. К. Крупская придавала большое значение приучению детей к правильному поведению. В статье «Ленин и народное просвещение», напечатанной в сборнике «О работе среди жен­ щин» в 1926 г., она требовала, чтобы дети готовились быть участниками борьбы за освобождение от эксплуататоров. Н. К. Крупская напоминала о выступлении В. И. Ленина на III съезде комсомола, в котором Ильич ставил вопрос о зада­ чах учения так «...чтобы каждый день в любой деревне, в лю­ бом городе молодежь решала практически ту или иную зада­ чу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую» (1). Н. К- Крупская отводит значительное место труду как средству воспитания моральных качеств. В одном из писем пионерам в 1938 г. на тему: «Надо научиться работать головой и руками» она писала, что труд в советских условиях меняет свой характер. Одно дело было править конем, другое те­ перь— автомобилем или паровозом; одно дело было сидеть за прялкой, другое—управлять десятком прядильных ма­ шин; одно дело было пахать сохой, другое— трактором. Каж­ дому специалисту надо иметь умелые руки и знания, умение работать и головой, и руками. Воспитанием в труде, подчеркивала Надежда Константи­ новна, должна заниматься не только школа, но и семья. Ре­ бенок, например, хочет сделать модель лодки и долбит ее из коры дерева. Он узнает на практике ряд законов природы, свойства материалов, учится применять инструмент. Н. К. Крупская называет преступлением со стороны матери, если она выбрасывает модель в печку. Мать мешает ему расти со­ знательным квалифицированным рабочим. Труд должен быть полезным, нужным для жизни. Беседуя с заведующими домами и дворцами пионеров 19 февраля 1938 г., Надежда Константиновна обратила внимание на то, что в Московском доме пионеров девочки сидят как барышни и вышивают салфеточки арабским швом; пришить пуговицу не могут, для этого нужна домашняя работница, а вот араб­ 6

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=