УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

на меньше и круглый, а у римского щит и панцирь больше, могут закрывать большую часть тела и т. д. И в том и в другом классе обобщение делает сам учи- ■ тель: «Как видите, римский воин лучше и защищен, и воору­ жен, а потому он действовал увереннее в бою...» После этого производится сравнение механических приспособлений и бое­ вых порядков войск. Рассмотрим, каковы результаты детально произведенного сравнения объекта вооружения римских воинов в 6 кл. «а» и б кл. «б». Если до урока у тех и у других учеников были приблизи- | тельно одинаковые знания, т<э учащиеся 6 кл. «а» после уро- ; ка назвали больше предметов вооружения воинов и их осо­ бенностей, чаще использовали сравнения, чегА учащиеся 6 кл. «б». Приведем таблицу ответов учащихся после урока. Опра­ шивалось по 5 человек из класса, и каждый мог назвать 13 предметов вооружения и 20 их особенностей. Количественный анализ ответов учащихся 6 кл. «а» и 6 кл. «б» после урока о б ъ е к т ы свойства объекта Классы абсолютное число правиль­ но названных объектов % по отноше­ нию к числу возможных правильных ответов абсолютное число правиль­ но названных свойств объектов % по отноше­ нию к числу возможных правильных ответов I ф. 6„а“ 45 69 76 76 Шф.б.б* 32 49 24 24 Данная таблица показывает, что учащиеся 6 кл. «а» суме­ ли конкретнее показать, в чем состояло преимущество во­ оружения римских воинов перед вооружением греческих воинов. Они нйзвали 45 предметов вооружения (обозначено: объектов) и 76 их особенностей (обозначено: свойства объ­ ектов), а ученики 6 кл. «б» только 32 объекта и 24 их свой­ ства. Если в количестве названных объектов разница неве­ лика, то в количестве названных свойств объектов разница очень большая. О том, что учащиеся 6 кл. «а» лучше усвоили учебный 59

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=