УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

оказалось более эффективным, нежели сочетание слова и средств наглядности, при котором учитель сам производит сравнение внешних свойств объектов, а объекты (рисунки воинов) служат для иллюстрации. На уроке в 6 классе Ясно­ полянской школы Тульской области (обозначим 6 кл. «а») преобладало сочетание слова и средств наглядности, при ко­ тором учитель руководил процессом сравнения внешних свойств объектов, постановкой определенных вопросов, по­ буждая учащихся самих получать знания о внешнем облике объектов. На уроке же в б классе школы № 11 г. Тулы (обо­ значим 6 кл. «б») преобладало сочетание слова и средств наглядности, при котором учитель сам проводил сравнение внешних свойств и объектов, а объекты служили лишь как иллюстративный материал. В том и другом классе на уроке использовались нагляд­ ные пособия: 1) картина народного художника Л. В. Марты­ нова «Римский лагерь», 2) карта «Древняя Италия», 3) ри­ сунки на стр. 78 и стр. 129 учебника «История древнего ми­ ра» под редакцией С. Ц. Ковалева '. И в том и в другом классе учитель просит открыть учеб­ ник на стр. 78 и стр. 129 и показывает, как его держать, чтобы оба рисунка были хорошо видны. Вспомнив, как был вооружен греческий воин, учитель ставит вопрос: «Какой воин лучше вооружен?» Этот вопрос дает общую установку на сравнение и затем в 6 кл. «а» конкретизируется следую­ щими вопросами: 1. Чем же лучше вооружен римский воин? 2. Сравним копья воинов. Кто скажет, у какого воина копье лучше приспособлено для поражения противника? 3. Сравните шлемы. Посмотрите внимательнее и ска- • жите, чей шлем надежнее предохраняет голову? 4. Откуда это видно? Сравните их по величине. 5. Теперь сравните панцири и обратите внимание, как они предохраняли тело. Чей панцирь предохранял лучше? Сравните щиты. Чей щит лучше защищал воина? Таким образом учитель подводит учащихся к осознанию того, в чем конкретно сказывается превосходство вооружения римских воинов. В 6 кл. «б» учитель сам говорит, что греческий воин р.ооружен хуже, что у него копье меньше, а у римского, хотя и больше, но его удобнее держать, что щит у греческого вои­ 1 С. И. К о в а л е в , История древнего мира, Учпедгиз, 1955. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=