УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
ределенных вариантов, относящихся к разным формам соче тания слова и средств наглядности. Изучалось сравнение внешних свойств объектов, а также связей и отношений меж ду явлениями при объяснении нового материала на уроке. Исследование проводилось согласно методике, разрабо танной упомянутой выше группой работников научно-иссле довательского института *. Заранее составлялись и обсужда лись конспекты опытных уроков, намечались учащиеся, жоторых следовало опросить до урока (предварительная беседа), после урока (последующая беседа) и через опреде ленный срок (отсрочная беседа). Опрашивались учащиеся по такому выбору: двое с хорошей успеваемостью (с оценка ми «4», «5»), двое со средней успеваемостью (с оценками «4», «3»), один со слабой успеваемостью (с оценками «3», ■„«2»), в каждом классе. В течение урока за учащимися ве лось наблюдение. Уроки и беседы протоколировались. Кроме опытных уро ков и бесед, проводились контрольные работы, осуществля лось наблюдение за обычными уроками. В процессе исследо вания было проведено свыше 50 уроков, более 900 бесед, опрошено свыше 300 учащихся. Уроки проводились в г. Моск ве, г. Туле и в Тульской области. Все материалы экспери ментальных уроков, бесед п наблюдений тщательно анализи ровались. В результате исследования было установлено, что при сравнении внешних свойств объектов (т. е. свойств непосред ственно воспринимаемых) наибольший эффект дает такое сочетание слова и средств наглядности, при котором вопросы учителя побуждают учащихся самостоятельно извлекать зна ния о внешнем облике объектов путем сравнения их между собой. Так, например, целью урока истории в 6 классе при изу чении темы «Римское войско» было показать превосходство вооружения римской армии над греческой. Вооружение рим ской армии сравнивалось с вооружением греческой армии. Сравнение не было самоцелью, а служило для того, чтобы подчеркнуть превосходство вооружения римской армии перед другими армиями, ранее существовавшими. Использование на данном уроке преимущественно сочетания слова и средств наглядности, при котором учитель руководил сравнением, • Л. В. 3 а н к о в, К вопросу о методах научно-педагогических ис следований. Жури. «Советская педагогика», № 12, 1956 г. 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=