УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

ределенных вариантов, относящихся к разным формам соче­ тания слова и средств наглядности. Изучалось сравнение внешних свойств объектов, а также связей и отношений меж­ ду явлениями при объяснении нового материала на уроке. Исследование проводилось согласно методике, разрабо­ танной упомянутой выше группой работников научно-иссле­ довательского института *. Заранее составлялись и обсужда­ лись конспекты опытных уроков, намечались учащиеся, жоторых следовало опросить до урока (предварительная беседа), после урока (последующая беседа) и через опреде­ ленный срок (отсрочная беседа). Опрашивались учащиеся по такому выбору: двое с хорошей успеваемостью (с оценка­ ми «4», «5»), двое со средней успеваемостью (с оценками «4», «3»), один со слабой успеваемостью (с оценками «3», ■„«2»), в каждом классе. В течение урока за учащимися ве­ лось наблюдение. Уроки и беседы протоколировались. Кроме опытных уро­ ков и бесед, проводились контрольные работы, осуществля­ лось наблюдение за обычными уроками. В процессе исследо­ вания было проведено свыше 50 уроков, более 900 бесед, опрошено свыше 300 учащихся. Уроки проводились в г. Моск­ ве, г. Туле и в Тульской области. Все материалы экспери­ ментальных уроков, бесед п наблюдений тщательно анализи­ ровались. В результате исследования было установлено, что при сравнении внешних свойств объектов (т. е. свойств непосред­ ственно воспринимаемых) наибольший эффект дает такое сочетание слова и средств наглядности, при котором вопросы учителя побуждают учащихся самостоятельно извлекать зна­ ния о внешнем облике объектов путем сравнения их между собой. Так, например, целью урока истории в 6 классе при изу­ чении темы «Римское войско» было показать превосходство вооружения римской армии над греческой. Вооружение рим­ ской армии сравнивалось с вооружением греческой армии. Сравнение не было самоцелью, а служило для того, чтобы подчеркнуть превосходство вооружения римской армии перед другими армиями, ранее существовавшими. Использование на данном уроке преимущественно сочетания слова и средств наглядности, при котором учитель руководил сравнением, • Л. В. 3 а н к о в, К вопросу о методах научно-педагогических ис­ следований. Жури. «Советская педагогика», № 12, 1956 г. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=