УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

изложены в коллективном труде «Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении» 1 и ряде других работ. В данной статье мы постараемся осветить некоторые во­ просы сочетания слова и средств наглядности при сравнении в процессе обучения учащихся 5—7 классов. Наше исследование представляет часть ’работы, проводящейся сектором экспериментальной дидактики Научно-исследова­ тельского института теории й истории педагогики под руко­ водством проф. Л. В. Занкова. Поскольку на протяжении всей статьи будет встречаться выражение «формы сочета­ ния слова и средств наглядности», охарактеризуем каждую из наиболее употребительных в практике обучения форм сочетания. Характерные черты I формы сочетания слова и средств наглядности: учитель при посредстве слова руководит наблю­ дением, осуществляемым учащимися, а знания о внешнем об­ лике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свой­ ствах, действиях и состояниях учащиеся извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдения. Характерные черты II формы сочетания слова и средств наглядности следующие: при посредстве слова учитель на основании осуществленного школьником наблюдения нагляд­ ных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет уча­ щихся к осознанию таких связей между явлениями, ^оторые не могут быть восприняты в процессе восприятия. Характерные черты III формы сочетания'слова и средств наглядности следующие: сведения о внешнем облике объек­ та, о ёго свойствах, состояниях, действиях и о непосредствен­ но воспринимаемых отношениях учащиеся получают из сло­ весных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением, конкретизацией словесных сообщений. Характерные черты IV формы сочетания слова и средств наглядности следующие: учитель, отправляясь от наглядного объекта, сам сообщает о его свойствах, действиях, состояни­ ях или об отношениях, которые .непосредственно не воспри­ нимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, сооб­ щает отдельные данные. ^ Исследование проводилось на материале уроков геогра­ фии, истории и других учебных предметов. В процессе ис­ следования ставилась задача выявления эффективности оп• Дидактическое исследование под ред. проф. Л. В. Занкова. Изд-во АПН РСФСР. 1958 г. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=