УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Проблема и опыт использования дидактического приема сравнения в обучении исследуются и в настоящее время. Со­ ветские педагоги и психологи освещают их, опираясь на есте­ ственно-научную основу, которую они черпают из павловско­ го учения о высшей нервной деятельности, а именно о воз­ можности в коре головного мозга дифференцнровочного тор­ можения. И. П. Павлов доказал, что вначале всякий раздра­ житель носит обобщенный характер и для выработки точной специальной связи необходимо применение приемов, при ко­ торых будут происходить перемежающиеся противопоставле­ ние постоянно подкрепляемых условных раздражителей близкими к ним агентами, который не сопровождается без- ' условными раздражителями. Перемежающиеся противопо­ ставления сходных раздражителей и будут благоприятными условиями для выработки дифференцнровочного торможения, что составляет материальную основу процессов сравнения. Задачи и приемы использования сравнения в обучении освежаются в предметных методиках, в учебниках педагогики и психологии, в работах по дидактике Б. П. Есипова, М. А. Данилова, П. Н. Груздева, Ш. И. Ганелина, Е. Я. Голанта и других авторов в связи с определением способов достижения активного восприятия учащимися учебного материала, вос­ питания и активизации мышления школьников и т. п. Изучением приема сравнения занимались психологи Л. А. Шварц, Н. П. Ферстер, Ж. И. Шиф, М. Н. Шардаков, В. Е. Сыркина, М. Е. Зверева, М. Н. Ушакова и другие. На-^ писан ряд диссертаций о сравнении (М. В. Зверевой, М. Н. Ушаковой, Г. Д. Кирилловой и др.). Даже этот неполный перечень работ показывает, что ис­ пользование приема сравнения в обучении довольно широко освещено в педагогической литературе. Однако никто из вы­ шеуказанных авторов не рассматривал вопроса о сочетании слова и средств наглядности при использовании дидактиче­ ского приема сравнения. Вопрос о сочетании вообще в той или иной мере лишь затрагивался и великими педагогами прошлого и нашими советскими педагогами. В настоящее же время разработкой этой проблемы за­ нимается группа научных работников Научно-исследователь­ ского института теории и истории педагогики под руковод­ ством профессора Л. В. Занкова. Полученные ею результаты 55

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=