УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

3. я. ГОРНОСТАЕВА, ассистент кафедры педагогики и психологии Рациональное сочетание слова и средств наглядности при сравнении и его значение для ^повышения качества знаний учащихся Использование дидактического приема сравнения в обу­ чении имеет большое значение. Оно способствует не только развитию мышления учащихся, но и более прочному и осоз­ нанному восприятию ими учебного материала. Не случайно еще выдающиеся педагоги прошлого столетия К. Д. Ушип- ский, Н. И. Пирогов, П. Ф. Лесгафт, В. П. Вахтеров при­ знавали это. Выдающиеся прогрессивные педагоги Я. А. Ко- менский и И. Г. Песталоцци также утверждали целесообраз­ ность использования дидактического приема сравнения в обучении. Так, Коменский в «Великой дидактике» писал, что для ч. истинности и прочности знаний учащиеся должны приучать­ ся видеть и отмечать различия вещей. Коменский подчерки­ вал, что различия вещей должны хорошо передаваться, что­ бы понимание учащимися было отчетливым, и учитель дол­ жен всегда помнить, что тот, «кто хорошо различает, тот хо­ рошо обучает». Особенно подробно и основательно освещал этот вопрос К. Д. Ушинский. Придавая большое значение сравнению, он рекомендовал приучать детей сначала делать легкие сравне­ ния и работу над сравнением изучаемых предметов и явле­ ний продолжать непрерывно, "ибо сравнение есть основа вся­ кого понимания и всякого мышления. «Все в мире мы познаем не иначе, как через сравнение...»1 1 К. Д. УШ и н с к и й, Собр. соч., т. 7, М., изд-во ЛПН РСФСР, 1949, стр. 332.. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=