УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

нравственного развития подростка, его моральное состояние в данный момент. М. И. Калинин в речи на совещании учи­ телей городских и сельских школ говорил: «Учителю необходима естественность и честность в раз­ решении всех вопросов, в особенности в разрешении раз­ личных детских дел, в вопросах о наказаниях и т. д. Пред­ положим, мальчик разбил стекло или обидел девочку, или : девочка — мальчика. Тут нужно исходить не только из само- 4 го факта, как такового, но учитывать, как подействует на детскую психологию то или иное решение этого вопроса» *. ,. Замечание М. И. Калинина, направленное в адрес учите­ лей; полностью относится и к родителям. Никогда не следует проявлять торопливости в осуждени­ ях и наказаниях. Прежде чем дать оценку поступку, необ­ ходимо поговорить с подростком, выяснить причины, объяс­ нить, почему его поведение не удовлетворяет окружающих людей, добиться самооценки, обсудить пути исправления. Во время беседы следует внимательно наблюдать за тем, как реагирует подросток на наши расспросы. Он может честно признать свою ошибку, раз она есть, или может сва­ лить вину на других, иди в целях оправдания и устра­ нения от наказания прибегнуть к недобросовестным средст­ вам: искать объективные причины, лгать, обвинять других в своем проступке. Во всем этом надо внимательно разобраться. Тон ос^дения и наказания должен быть внушительным, но спокойным. Подросток высоко ценит хорошее обращение с ним и в таком случае скорее поймет вред проступка и бу­ дет стараться исправиться. Мнение одного родителя по поводу осуждения и наказа­ ния и способа его ^применения должно совпадать с мнением другого и остальных взрослых членов семьи. Наказав, надо быть твердым в своем решении, стараться довести дело до конца. Зная, что наказание не прощается, подросток поста­ рается не повторять проступка. Наказывая подростка, надо открывать путь к исправле­ нию. При исправлении следует радостно приветствовать пер­ вые шаги, охотно восстанавливать. прежние хорошие отно­ шения. 1 М. И. К а л и н и н, Статьи и речи о коммунистическом воспитании. Учпедгиз. 1951, стр. 71.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=