УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
ляется подростку драгоценным времяпрепровождением. Пре кращение его есть лишение наслаждений от чтения художе ственной литературы и общения Тс самыми близкими, люби мыми людьми. в) Отказ в обещанном рассказе Подростки любят слушать рассказы родителей, родствен ников и знакомых о их личном участии в Великой Отечест венной войне, о героических подвигах всех тех лиц, кого зна ют рассказчики. Отказ подростку в обещанном рассказе за его проступок является наказанием и заставляет скорее ис правиться, чтобы вернуть себе право знакомиться в дальней шем с интересными и увлекательными событиями. Как осуждать и наказывать? Как показал опыт, нельзя, осуждая проступок или нака зывая подростка, ругать последнего, кричать на него, оскорблять его или изматывать («пилить») ему цервы. Недо пустимыми являются так называемое «сплошное» осуждение и «поточная» система наказаний, когда родители в поведении подростка не находят ни черточки положительного, видят одни недостатки и все время осуждают и наказывают. Недопустимым надо признать и то, когда, наказав ребен ка, начинают его высмеивать, дразнить, говорить об^ное. Правда, со стороны родителей это почти не наблюдается, однако некоторые из них молчанием потакают такого рода «упражнениям» со стороны других членов семьи, например, старшего сына или дочери. Они видят в этом закрепление и усиление данного ими наказания. Злорадство приводит в ярость детей, особенно подростков. Последние обычно отве чают местью, ожидающей удобного случая, или нападением сразу, если виновника злорадства можно ударить. Бывают случаи, когда провинилось несколько детей. Ро дители наказывают всех одинаково. Это объединяет их. В такой момент они представляют собой своеобразный коллектив, который направлен против родителей. Так легко отталкиваются дети от влияния родителей и становятся на путь нарушений и непослушания. Осуждение и наказание должны быть такими, что, по убеждению самого ребенка, их можно избежать, если посту пать правильно. При выборе осуждения и наказания надо проявлять вдумчивость, осторожность, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, уровень интеллектуального и 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=