УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

ляется подростку драгоценным времяпрепровождением. Пре­ кращение его есть лишение наслаждений от чтения художе­ ственной литературы и общения Тс самыми близкими, люби­ мыми людьми. в) Отказ в обещанном рассказе Подростки любят слушать рассказы родителей, родствен­ ников и знакомых о их личном участии в Великой Отечест­ венной войне, о героических подвигах всех тех лиц, кого зна­ ют рассказчики. Отказ подростку в обещанном рассказе за его проступок является наказанием и заставляет скорее ис­ правиться, чтобы вернуть себе право знакомиться в дальней­ шем с интересными и увлекательными событиями. Как осуждать и наказывать? Как показал опыт, нельзя, осуждая проступок или нака­ зывая подростка, ругать последнего, кричать на него, оскорблять его или изматывать («пилить») ему цервы. Недо­ пустимыми являются так называемое «сплошное» осуждение и «поточная» система наказаний, когда родители в поведении подростка не находят ни черточки положительного, видят одни недостатки и все время осуждают и наказывают. Недопустимым надо признать и то, когда, наказав ребен­ ка, начинают его высмеивать, дразнить, говорить об^ное. Правда, со стороны родителей это почти не наблюдается, однако некоторые из них молчанием потакают такого рода «упражнениям» со стороны других членов семьи, например, старшего сына или дочери. Они видят в этом закрепление и усиление данного ими наказания. Злорадство приводит в ярость детей, особенно подростков. Последние обычно отве­ чают местью, ожидающей удобного случая, или нападением сразу, если виновника злорадства можно ударить. Бывают случаи, когда провинилось несколько детей. Ро­ дители наказывают всех одинаково. Это объединяет их. В такой момент они представляют собой своеобразный коллектив, который направлен против родителей. Так легко отталкиваются дети от влияния родителей и становятся на путь нарушений и непослушания. Осуждение и наказание должны быть такими, что, по убеждению самого ребенка, их можно избежать, если посту­ пать правильно. При выборе осуждения и наказания надо проявлять вдумчивость, осторожность, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, уровень интеллектуального и 52

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=