УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Некоторые подростки плохо переносят шутку. Даже про­ стая, безобидная шутка их раздражает. Поэтому нужно на­ блюдать, как подросток реагирует на шутку. В необходимых случаях следует прекращать шутить и смеяться. 3) Осуждение холодно-вежливым обращением Реакция родителей на проступок выражается в изменении отношения к подростку. Раньше оно было приветливым, от­ зывчивым, в нем сквозили искренность, доверчивость. Теперь этого нет. В отношения внесена в известной мере холодность. Она не такова, чтобы бойкотировать подростка. Это было бы для* него тяжело. Но холодная замкнутость не является в то же время мимолетной. Холодно-вежливое обращение имеет наибольшую силу в тех^семьях, где дети любят своих родителей и родители— де­ тей, где взаимная любовь и ласка повседневно светятся во всех уголках семейного очага. 4) Осуждение выражением недоверия Выражение недоверия — одно из сильно действующих средств, которое бьет по-самолюбию. Последнее у подростка сильно развито. Выражение недоверия заставляет его само­ критично подойти к своему проступку и повысить требова­ тельность к себе. 5) Наказания Рассмотрим наказания, которые при правильном приме­ нении могут иметь воспитательное значение. а) Отказ в прогулках, удовольствиях и развлечениях Е. Кошевая рассказывает о том, как однажды Олег со­ вершил «путешествий» на лодке, которое было опасно для жизни. Поступок взволновал мать. Она наказала Олега, заявив: «Две педели не пойдешь в кино». Данный факт и многие подобные ему, наблюдаемые нами в семьях, убеждают в том, что отказ подростку в прогулке, т. е. в более или менее свободном распоряжении своим вре­ менем, является эффективным средством воздействия, осо­ бенно при непослушании. б) Отказ в домашнем чтении Подростки очень любят в кругу семьи слушать чтение какого-либо интересного рассказа. При близости и задушев­ ности отношений членов семьи домашнее чтение представ­ 51

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=