УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

здравыми мыслями, освобожденные от сентиментальности. Он резко критикует взгляды педагогов-либералов, у которых сло- iso расходилось с делом, и считает необходимым внедрять нравственные нормы в практику, жизнь. Н. Г. Чернышевский 1 акже указывает на большое воспитательное значение приме­ ра. Он писал о том, что в подготовке человека, думающего не столько об удобстве и выгодах личности своей, сколько о пользе общей, большую роль играет личный пример воспита­ теля и активное участие воспитанника в труде. Методам и средствам нравственного воспитания вшколе и семье много внимания уделил выдающийся педагог К. Д- Ушинский. Он подробно останавливается на методе убежде­ ния. В одном только «Руководстве к преподаванию по «-Род­ ному слову» (7) дана обширная методика использования рас­ сказов и бесед для воспитания. В целях воспитания правильного поведения Ушинский ре­ комендует упражнения, главным образом в процессе труда. Значение нравственного воспитания в труде с достаточной полнотой раскрыто великим педагогом в известной работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» (8). В статье «О воспитании привычек» (8) дается классически чет кое изложение методики воспитания полезных привычек и ис­ коренения вредных. Ушинский уделил большое внимание практическому при­ менению методов и средств воспитания. Все должно быть про­ никнуто разумным элементом: серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма. Чувство меры в воспи­ тании детей действует незаметно, но чрезвычайно сильно и прочно. Великая Октябрьская социалистическая революция приве­ ла к коренному перелому в нравственном сознании трудящих­ ся. На основе новых задач методы и средства стали напол­ няться коммунистическим содержанием и качественно отли­ чаться qt методов и средств дореволюционной педагогики. В области разработки методов и средств воспитания детей цен­ ный вклад внесли в советскую педагогику Н. К- Крупская и А. С. Макаренко. Н. К- Крупская (2) уделяет большое внимание рассказам, в семье. Используя воспоминания матери и няни, она описы­ вает, как Ильич жадно слушал рассказы отца о деревне, что заставляло его с детства внимательно вглядываться в жизнь 5

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=