УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Оценка поступка детей, которую дают родители, должна быть справедливой, заслуженной. Одобрять надо с учетом индивидуальных особенностей подростка, не так часто и не так много. Одобрять надо не то, что подросток хорошо поступил (он должен так поступать), а его поступок. Странно звучит та­ кого рода одобрение: «Ты, милый мальчик, трудился» (как будто он не должен трудиться). Словесная сторона одобрения и поощрения имеет немало­ важное значение. Вот отец или мать с родительской теплотой и лаской одобряют поступок подростка. В самом голосе, в многочисленных оттенках интонации чувствуется родитель­ ская душа, безмерная любовь. Чувства подростка облагора­ живаются, желания развиваются, и он, переживая трогатель­ ные минуты в своей жизни, готов сделать все, что угодно ро­ дителям, лишь бы опять услышать их теплый, мягкий голос. В другом же случае слова одобрения, произнесенные фор­ мально, со стоическим безразличием, своим отталкивающим бездушием могут уничтожить лучшие пробуждения стремле­ ний. Не читая назиданий и моральных наставлений, при одоб­ рении следует посоветовать подростку, на что следует в даль­ нейшей работе или поведении обратить внимание, чтобы до­ стигнуть еще лучших результатов. 2. Способы и методика осуждения и наказания Недопустимыми являются физические наказания. Они детьми никогда не забываются. Перед ними навсегда остает­ ся в памяти страшное, искаженное злостью, налитое кровью, зверское лицо отца или матери. Самый близкий, родной, ми­ лый человек в их глазах падает так низко, превращается в страшное чудовище. Физические наказания пагубно отража­ ются на деятельности нервной системы школьников, разру­ шают чувство чести и человеческого достоинства, развивают хитрость и вредную изворотливость. Осуждение и наказание, как показал опыт, лучше всего применять в пределах тех форм, которые указываются ниже. 1) Осуждение взглядом При небольших проступках многие родители осуждают взглядом. Взгляд авторитетных отца или матери оказывает большое воздействие. Он заставляет подростка мысленно анализировать свое поведение. Изучение опыта осуждения в 48

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=