УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Гюе место в характере, поступках самих родителей и начи­ нают их обвинять «во всех грехах». Так достигается резкое снижение остроты проступка. Родителям приходится учиты­ вать это положение. IV. Выводы Изучение системы одобрения и осуждения в трудах вели­ ких русских революционных демократов, наиболее выдаю­ щихся классиков русской и зарубежной педагогики (о них мы в статье за неимением места не говорим), в сочинениях великих советских педагогов Н. К. Крупской и А. С. Мака­ ренко (о них мы говорим очень кратко), а также в практике жизни 75 семей, в которых есть школьники-подростки, поз­ воляют нам установить способы одобрения и поощрения, осуждения и наказания поступков подростка в семье и ме­ тодику их применения. I. Способы и методика одобрения и поощрения 1) Одобрительный взгляд Взгляд является действенным средством воздействия на детей. Взглядом можно сдеДать указание, повлиять на на­ правленность действия или поступка. Взглядом можно одоб­ рить поступок. Однако одобрение взглядом является не таким легким де­ лом, как некоторым кажется. Оно совершенно не терпит искусственности. Взгляд оказывает влияние в том случае, когда выражает в естественной форме удовлетворенность ро­ дителей деятельностью или поведением подростка, когда у родителей пдявилась неподдельная радость по этому поводу. 2) Одобрительное замечание Это наиболее распространенная форма одобрения поступ­ ков детей. Отец или мать говорят: «Правильно. Так и надо». Очень часто одобрительное замечание сопровождается анализом поступка. В одной семье подростку сказали: «Ты сегодня был внимателен к товарищам папы, которые были у нас:'помог им раздеться, подавал чай»; в другой: «Сегодня понравилось, кац вы обсуждали прочитанное из «Молодой гвардии»: видно, серьезно подготовились». В некоторых случаях, когда у подростка нужно поддер­ жать или вызвать уверенность в овоих силах или умении, применяется подбадривание ласковым словом. У подростка появляется стремление дейстовать, возникает упорство и на­ стойчивость, и он стремится довести начатое дело до конца. 45

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=