УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

наказаний, после каждого наказания старается совершить проступок, причем каждый раз проступок более значитель­ ный, чем раньше. В некоторых семьях, наказав подростка, начинают его вы­ смеивать. Так, в семье. Г. отец наказал дочь лишением про­ гулки. Старший брат стал нарочно рисовать заманчивость прогулки, злорадствовать и говорить обидное, называя се­ стру «набитой дурой» и т. д. Девочка горько заплакала. Она чувствовала, что не заслужила такого рода издевательств. Так осуждением и наказанием в ряде семей приносят вред. Во многих семьях, которые мы изучали, осуждение и на­ казание оказались полезными в воспитательном отношении. И это потому, что они применялись правильно. Работница одного из предприятий г. Тулы Александра Дмитриевна Б. вместе с мужем токарем Владимиром Павло­ вичем не обходятся без осуждения и наказания проступков детей. Осуждают они небольшой проступок разными средст­ вами: и укоризненным взглядом, и деликатным намеком, и т. д., но наказывают весьма редко, только в случае серьез­ ного проступка. А гак как серьезных проступков бывает ма­ ло, то и наказание является редкостью. Прежде чем нака­ зать, отец и мать обдумывают, почему так поступила их дочь или сын. Они беседуют с ними, выясняют причины и, ес­ ли не обнаруживают вины детей, то не наказывают. Но если кто-либо виноват, то немногословно, толково разъясняется, почему поступок нехорош, и, указав на недопустимость его, отец или мать спокойным, но внушительным тоном дают на­ казание. Это наказание никто отменить не может. Никто и не посочувствует наказанному. Но если подросток раскаялся, проступок был совершен впервые и родители чувствуют, что больше он, как видно, не повторится, наказание может быть уменьшено или отменено. В семье Д. осужедние и наказание применяются пример­ но так же. Однако, есть различие. Если в первой семье девочка и мальчик не привыкли оправдываться, когда они виноваты, то у Д. дети всегда пускаются в оправдание. Первым делом они разыскивают объективные причины, рисуя дело так, чтобы отец и мать могли поверить. Если это не удается, начинают лгать так, чтобы разоблачить их в данный момент было не­ возможно или, во всяком случае, трудно. Если этого сделать пельзя, пускаются в «агрессию», т. е. находят какое-либо сла- 44

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=