УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Великие русские революционные демократы разработали систему методов и средств нравственного воспитания в рево­ люционно-демократическом духе. В. Г. Белинский (4) в критике на «Детские сказки дедуш- ■ ки Иринея» и в ряде других произведений рекомендует широ­ ко пользоваться методом убеждения, в том числе могучим воспитательным воздействием рассказов и бесед. Дети любят рассказы, с шумной радостью встречают рассказчиков, с боль­ шим вниманием слушают живое слово, приобщающее их к неизвестному в жизни. Но одними беседами и рассказами, по мнению Белинского, воспитать нельзя. В критической статье на «Новую библиоте­ ку для воспитания», издаваемую Петром Редькиным, и произ­ ведения П. Фурмана великий критик ставит вопрос о приуче­ нии детей к правильному поведению. В. Г. Белинский уделяег большое внимание воспитанию на примерах положительного поведения. В критической статье на «Подарок на новый год» и «Детские сказки дедушки Иринея» он пишет о том, что вся жизнь отца и матери, всякий их поступок должны быть при­ мером для детей. В. Г. Белинский в своих произведениях рас­ сматривает также вопрос о нравственном воспитании детей в труде, а также рекомендует применять одобрение хороших по­ ступков и осуждение плохих. Н. А. Добролюбов (5) считает метод убеждения словом одним из важнейших методов воспитания. В критической статье на «Рассказы детям» (перевод с французского) он осуждает нравственную назидательность, имеющую место в книгах для детей, и считает положительными рассказы, даю­ щие занятие мыслительной способности, знакомящие детей, сколько возможно, с действительным миром, его окружаю­ щим, развивающие и укрепляющие у них нравственное чув­ ство. В целях реализации усвоенных нравственных норм и поня­ тий на практике Н. А. Добролюбов в статье «О приучении детей» («Журнал для воспитания», кн. 6-я, 1857 г.) и в ряде других произведений выдвигает метод приучения к правиль­ ному поведению. В статье «Учитель должен служить идеалом для учеников» и в других работах великий критик раскрывает сущность и воспитательное значение авторитета и примера воспитателя и других методов и средств. Н. Г. Чернышевский (6) в критической статье на «Цыга ненка» (повесть для детей П. М. Шпилевского) и в др. рабо­ тах требует издавать для детей правдоподобные рассказы со 4

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=