УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

сания, который выполняется аккуратно. Он всегда сначала выполняет письменные задания, потом устные. Валентин любит засиживаться за игрой в шашки и шахматы. Все по­ ручения по линии пионерской организации выполняет доб­ росовестно. 4) ученица 7 класса Валентина Л., член ВЛКСМ, в шко­ лу всегда приходит в форменной одежде. Аккуратна. Соблю­ дает правила поведения. Учится на «хорошо» и «отлично». Очень старательна, добросовестно относится к выполнению своих обязанностей. Любит готовить уроки и выполнять до­ машнюю работу. Является примером трудолюбия и дисцип­ лины для своего звена. Вежлива со старшими товарищами и учителями. В ее действиях нет опрометчивых шагов: все продумано, все предусмотрено. Рассудительна в своих по­ ступках. Как видно, два последних подростка обладают более или менее достаточной выдержкой. В семье К. мать одобряет словом систематическую по­ мощь Юрия по домашнему хозяйству и считает этот способ положительным. Юрий бывает очень рад и стремится сде­ лать еще что-нибудь хорошее для своей матери. В семье В. мать тоже одобряет поступки Раи словом, но по-иному. Она перехваливает девочку, одобряет незначитель­ ные поступки, чем иногда вызывает недовольство послед­ ней. Несмотря на это, Рая в общем любит родительское одобрение. Оно согревает ее и придает ей силы для различ­ ных действий. Несколько иначе воспринималось такого же рода одоб­ рение словом учениками Валентином Г. и Валей А. Когда родители говорили им, что они довольны их поступками, осо­ бого энтузиазма эти подростки не проявляли. Однако при выполнении таких поступков, которые требовали проявле­ ния своего рода инициативы, и эти подростки были доволь­ ны одобрением. Так, например, в семье А. мать однажды заявила Вале: «Ты была внимательна к старшей сестре—во время ее бо­ лезни читала ей книги, приносила из аптеки лекарство». Валя после этого подошла к вешалке, взяла щетку и начала чистить пальто матери и старшей сестры. В семье Г. мать однажды так одобрила словом поступок Валентина, после того как он остался один после ухода одно­ классников, занимавшихся с ним техникой на дому: «Сегод­ 38

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=