УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

говорит ученик той же школы Валентин Г.,— когда она одобряет какой-нибудь мой хороший поступок. Это самые лучшие минуты моей жизни. Я их высоко ценю». С другой стороны, одобрение, выраженное формально, без души, хотя бы и многословное, мало что значит. Уче­ ница одной из школ Валя М. заявила: «Меня отчим часто хва­ лит, но так, как будто он, когда произносит слова, думает о чем-то другом, а я для него безразлична». Тем более беспредметным является одобрение из уст не­ авторитетных родителей. Этим словам подростки часто не веррт. Так применяются одобрения и поощрения в семьях. Очень большое значение при одобрении поступков под­ ростков имеет учет индивидуальных особенностей. Рассмот­ рим этот вопрос на примерах влияния одобрения словом. Возьмем для анализа 4-х учеников-подростков с разными индивидуальными особенностями. 1) ученик 6 класса Юрий К., среднего роста, стройный, с внимательным взглядом черных глаз. Учится по любимым предметам (история, пение и др.) на «отлично», по нелюби­ мым— на четверки и тройки. Он активный пионер, вожатый звена. Больше любит умственный труд, но часто помогает матери по домашнему хозяйству. Характер твердый, порой упрямый. Чистосердечен. Смел. Почтителен и внимателен к к товарищам, но иногда проявляет обидчивость. Берется за дело быстро, с пылом, однако при первых затруднениях про­ являет неумение доводить его до конца. 2) Ученица того же класса Рая В., звеньевая, член совета дружины. Она любит выполнять общественные поручения, но если какое-либо задание, по ее мнению, не обосновывает­ ся необходимостью, проявляет упрямство и отказывается работать. Тщеславна, любит рисоваться, болтлива. В учении способна, но мало дисциплинирована. Как видно, у Юрия и Раи не имеется достаточной сдер­ жанности. 3) ученик 6 класса Валентин Г. имеет посредственные успехи по всем предметам. У него нет особой склонности к какому-либо одному предмету. Валентин очень любит читать художественную литературу и иногда за чтением интересной книги просиживает ночи. Уроки готовит утром, вечером мно­ го работает по домашнему хозяйству. У него есть план под­ готовки к урокам, составленный на основе школьного распи­ 37

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=