УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

ской литературе. Одновременно мы изучали, как применяет­ ся одобрение и осуждение поступков подростков в целом ряде семей. II. Методика исследования Работа проводилась автором совместно с классными руко­ водителями 5-й и 11-й школ г. Тулы Кирпичевой Клавдией Ивановной и Фурсовой Анной Павловной в 5, 6, 7 классах в течение трех лет. К научно-исследовательской работе были привлечены лучшие студенты б. факультета русского языка и литературы Тульского педагогического института. Изуче­ нию подверглось 75 семей. * Основными методами исследования были: наблюдение, индивидуальная беседа с родителями и другими членами се­ мей, с учащимися, коллективная беседа с родителями и др. Проведение работы было сопряжено с большими трудно­ стями. Одни родители не хотели рассказывать о том, как они осуждают и наказывают детей, другие преувеличивали поло­ жительные поступки своих детей. Кроме того, исследование поступков детей именно этого возраста требует специального подхода. Общеизвестно, что многие подростки, обладая поло­ жительными качествами, не умеют сдерживать себя в поведе­ нии. У них обнаруживаются противоречия между развиваю­ щимся сознанием, с одной стороны, и с другой— еще сохра­ нившимися от младшего школьного возраста привычками к неустойчивости. Для того, чтобы сблизить студентов с родителями, были организованы домашние занятия по подготовке учащихся к урокам. Студенты стали частыми гостями в семьях. Они по­ могали школьникам и в то же время наблюдали, как родите­ ли отмечают положительные и отрицательные поступки своих детей. Создание атмосферы доверия и искренности дало нам возможность собрать большой правдивый материал. Вначале весь поступающий материал классифицировался и распределялся по определенным видам, затем сопоставлял­ ся и сравнивался. Это давало возможность делать первичные обобщения и получать предварительные выводы. Затем наиболее существенные положения по интересующему нас вопросу проверялись в семьях. На основе всего этого вырисо­ вывалась система и методика способов одобрения и осужде­ ния поступков подростка в семьях. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=