УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

го начинать. Следует выяснить каждый раз причину запазды­ вания или пропуска, помочь пионеру устранить ее. В докладе в обществе педагогов-марксистов, прочитан­ ном 14 октября 1932 года, Н. К. Крупская говорила, что ребя­ та у нас развитые и хорошо знают цену обращению и под­ ходу к ним со стороны воспитателя. Детям 8—9-летнего воз­ раста некоторые грозят на каждом шагу. Угрозы их пугаюг. Только самый отсталый воспитатель может думать, что дис­ циплину можно поддерживать криком и замечаниями. Надо выяснять причины плохого поведения нарушителей порядка, заняться кропотливой работой по их воспитанию, помочь им исправиться. Тогда и угрожать не придется. Н. К- Крупская резко осуждает те наказания, которые являются формой мести родителей детям за свою плохо сло­ жившуюся жизнь. В статье «О воспитании», напечатанной в «Комсомольской правде» 16 апреля 1938 года, она расска­ зывает про одну женщииу-мать. Последняя выросла в глухом селе и была замужем не по любви за одним парнем, который скоро ее бросил. С сыном она разговаривает лишь нахмурн брови, бьет его ремнем, как когда-то били ее отец и мать. Мальчик забивается под кровать, хватает что попало, чтобы защищаться. Мать не воспитывает, а калечит ребенка. А. С. Макаренко на основе долголетнего и весьма плодо­ творного опыта работы с воспитанниками считает необходи­ мым широко применять одобрение и поощрение. Хорошие поступки или хорошую работу надо отмечать. Однако, следует быть осторожным с поощрением, никогда не объявлять преж­ де времени о заслуженной награде. «Детская радость, удо­ вольствие, развлечение должны предоставляться детям не г* качестве награды за хорошие поступки,—- говорит А. С. Ма­ каренко,— а в естественном порядке удовлетворения пра­ вильных потребностей»1. А. С. Макаренко останавливается на вопросе о наказа­ ниях. В лекции на тему: «Дисциплина, режим, наказания и поощрения» он говорит о том, что наказание —не только право воспитателя, но и обязанность в тех случаях, где оно необходимо. Разумные наказания помогают оформиться креп­ кому человеческому характеру, воспитывают чувство ответ­ ственности, тренируют волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их. 1 А. С. М а к а р е н к о , Соч., т. 4-й, изд-во АПН РСФСР. 1951, стр. 371. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=