УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

чання старших, часто не соглашается с их заключениями и выводами, старается защитить правомерность совершенного поступка, но в то же время начинает серьезно думать над тем, что. сказано в его адрес, осознавать пути к исправлению. Осуждение и наказание могут иметь и отрицательный эф­ фект. Неправильно примененные по отношению к подростку, они унижают достоинство его личности, вызывают обиду, озлобленность, потерю стыда, часто являются причиной по­ вторения плохого поступка для того, чтобы бравировать им, показать свою независимость, отомстить за «поруганные честь *и достоинство». /. Постановка вопроса Метод одобрения и осуждения нравственных поступков де­ тей получил освещение в сочинениях великих русских револю­ ционных демократов А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, в работах отечественных педагогов Н. И. Пирогова, JI. Н. Толстого и др. В советское время этот вопрос получил отражение в работах Н. К. Круп­ ской, А. С. Макаренко. Н. К- Крупская указывала, что дети хотят иметь одобре­ ние своих поступков со стороны взрослых, и в подтверждение этого, на пленуме ЦБ юных пионеров 9 июля 1931 г. она рас­ сказывала, как однажды пионеры пригласили ее посмотреть на линейку и на их поведение. Н. К- Крупская резко осуждает перехваливание и захва­ ливание. Выступая на Всероссийском совещании по вне­ школьной работе 14 декабря 1938 г., она употребила слово «пийванство». Есть пионеры, которые много мнят о себе. Один считает себя заправским докладчиком, другой пионер, например, девочка, учится музыке и воображает себя исклю­ чительно одаренной. У них от похвал кружится голова. Этому следует положить конец. В ряде статей и выступлений Н. К. Крупская касается во­ проса о наказаниях. Она против необоснованных выговоров и угроз. В обращении к учащимся Н. К- Крупская выска­ зывает свое мнение о борьбе с пропусками и опозданиями. Вот опаздывают Светлана, Саша, Сережа. Как тут быть? Может быть, записать их на черную доску или записать им строгий выговор? Пусть знают, как опаздывать. Вот записа­ ли, а ребята огорчились, опоздания их не прекратились. Что же дальше делать? «Исключить из пионеров», — предлагают некоторые. Но такой подход бюрократический. Надо не с это­ 31

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=