УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
/7. М. КУЗЬМИН, доцент, кандидат педагогических наук ОДОБРЕНИЕ И ОСУЖДЕНИЕ ПОСТУПКОВ^ ПОДРОСТКА В СЕМЬЕ Дети нуждаются в оценке своих поступков. Оценка, как известно, бывает положительной и отрицательной, т. е. содер жит одобрение или осуждение. Одобрение— это признание родителями правильности по ведения ребенка, признание верности совершенного поступка. Оно является радостным моментом в жизни детей. У ребенка поднимается настроение, укрепляется вера в свои моральные силы, появляется желание повторять хорошие поступки. Подросток прекрасно знает цену одобрения. Если ребенок младшего возраста принимает его как только оценку поведе ния, то подросток обращает внимание и на то, как совер шается процесс этой оценки. Он критически подходит, во-пер вых, к самому факту одобрения («стоит ли одобрения такой, с его точки зрения, малозначительный поступок?») и, во-вто рых, к способу одобрения. Если отец и мать одобряют посту пок правильно, у подростка повышается требовательность к самому себе, появляется желание еще выше поднять свою моральную репутацию в глазах родителей и семьи; если одоб рение применяется неправильно, могут развиваться самомне ние, зазнайство и другие порочные качества. Отрицательная оценка плохого поступка напоминает об ответственности за выполнение норм и правил поведения, по могает осознать свою ошибку. Наказание, являющееся одной из форм осуждения, воспитывает в детях умение сопротив ляться соблазнам, тормозить свои желания и побуждения к совершению плохих поступков, воздерживаться от них. Подросток, конечно, иначе относится к осуждению, чем ре бенок младшего возраста. Он критически воспринимает заме- 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=