УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

/7. М. КУЗЬМИН, доцент, кандидат педагогических наук ОДОБРЕНИЕ И ОСУЖДЕНИЕ ПОСТУПКОВ^ ПОДРОСТКА В СЕМЬЕ Дети нуждаются в оценке своих поступков. Оценка, как известно, бывает положительной и отрицательной, т. е. содер­ жит одобрение или осуждение. Одобрение— это признание родителями правильности по­ ведения ребенка, признание верности совершенного поступка. Оно является радостным моментом в жизни детей. У ребенка поднимается настроение, укрепляется вера в свои моральные силы, появляется желание повторять хорошие поступки. Подросток прекрасно знает цену одобрения. Если ребенок младшего возраста принимает его как только оценку поведе­ ния, то подросток обращает внимание и на то, как совер­ шается процесс этой оценки. Он критически подходит, во-пер­ вых, к самому факту одобрения («стоит ли одобрения такой, с его точки зрения, малозначительный поступок?») и, во-вто­ рых, к способу одобрения. Если отец и мать одобряют посту­ пок правильно, у подростка повышается требовательность к самому себе, появляется желание еще выше поднять свою моральную репутацию в глазах родителей и семьи; если одоб­ рение применяется неправильно, могут развиваться самомне­ ние, зазнайство и другие порочные качества. Отрицательная оценка плохого поступка напоминает об ответственности за выполнение норм и правил поведения, по­ могает осознать свою ошибку. Наказание, являющееся одной из форм осуждения, воспитывает в детях умение сопротив­ ляться соблазнам, тормозить свои желания и побуждения к совершению плохих поступков, воздерживаться от них. Подросток, конечно, иначе относится к осуждению, чем ре­ бенок младшего возраста. Он критически воспринимает заме- 30

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=