УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

я. м. К у зьм и н , доцент, кандидат педагогических наук ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ МОРАЛИ У ПОДРОСТКОВ В СЕМЬЕ Миллионы советских отцов и матерей дают своим детям , правильное воспитание. Опыт семейного воспитания много­ образен. Сама жизнь настойчиво требует его изучения и науч­ ного обобщения. Наиболее актуальной и вместе с тем мало исследованной является проблема о методах и средствах воспитания у под­ ростков коммунистической морали. Для решения ее необходи­ мо сначала рассмотреть вопрос о системе методов и средств нравственного воспитания. В дореволюционной России при частной собственности на средства производства людям прививалась буржуазная мо­ раль. В педагогической теории второй половины XIX века гос­ подствовали системы методов и средств, которые выполняли социальный заказ буржуазии. Представители одной из них ставили задачу — подавление личности и человеческого до­ стоинства детей (П. Юркевич (9), М. Олгсницкий (10) и другие) и главными методами воздействия признавали: требо­ вание, надзор, лишение чести, различные виды наказаний, включая и физические. Известны и системы либерально-идеа­ листического направления, согласно которым меры воздейст­ вия должны применяться с учетом «желаний» ребенка (К. Ельницкий (11), А. Медведков (12) и др.). Следует отме­ тить также эклектические направления (М.Демков (13) идр.). представители которых заимствовали ' кое-что у Юркевича, Олесницкого, у других своих предшественников, все механи­ чески соединяли и выдавали за систему нравственного воспи­ тания.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=