УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

других людей, помогает в приобретении рабочей подготовки к жизни. Он является важнейшим звеном в общей системе по подготовке подростков к самостоятельной трудовой жизни. * * * При осуществлении более полного соединения обучения с производительным трудом расширится деятельность учащих­ ся непосредственно на заводах, в МТС, РТС, колхозах, сов­ хозах и т. д. В связи с этим необходимо усилить воспитание у школьников уважения к людям труда, добросовестного от­ ношения к делу, бережного отношения к станкам, механиз­ мам, материалам. При выполнении этой задачи можно широко использовать все методы и средства, которые мы осветили в данной статье. Кроме указанных методов и средств, значительную роль в воспитании подростка играют другие методы и средства: одобрение, осуждение, игры, режим и т. д. Единого универсального метода или средства не сущест­ вует. Не может быть единых, штампованных организацион­ ных форм. В одном случае беседа, как метод убеждения, мо­ жет оказать на ребенка положительное воздействие, в дру­ гом—вызвать отрицательное отношение к тому, о чем гово­ рилось. То же бывает с приучением, поощрением, наказанием, примером и другими методами. Опытом установлено, что только многообразие методов к средств и система в их применении дают эффект. Например, мы поставили перед собой задачу — воспитание трудолюбия у школьника. Для выполнения ее потребуется применение ряда методов и средств в их взаимодействии. Воспитатель при помощи рассказов, бесед и разъяонений убеждает вос­ питанника в необходимости проявления трудовых усилий, помогает ему выработать положительный взгляд на труд. Развивая, таким образом, сознание у воспитуемого, воспита­ тель одновременно воздействует на его чувства: показывает, с одной стороны, красоту и моральную силу труда, с дру­ гой,— возбуждает отвращение к лени. Кроме рассказов и бесед, большую помощь в этом деле может оказать личный пример воспитателя и других людей. Но этого недостаточно. Надо выработать привычку к труду. В этих целях осущест­ вляется приучение при помощи упражнений. В процессе всей деятельности воспитателя по приучению воспитанника прихо­ дится пользоваться также одобрением или осуждением. Как видно, приходится применять целую систему методов. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=