УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

ского развития, необходимость одинакового подхода мальчи­ ков и девочек к его различным видам, распределение обязан­ ностей между детьми, контроль и т. д. Вот к примеру семья Г. В. Масленниковой, работающей медсестрой. Рано умерли ее отец и мать. На попечении два- дцатндвухлетней девушки осталось семеро младших братьев и сестер. Но она не растерялась. Первым делом, с учетом возрастных особенностей детей, распределила обязанности между ними: кому носить воду, кому топить печь, стирать белье и т. д. В работе стали принимать участие и мальчики, и девочки. Вместе с тем организовала взаимопомощь. От всех потребовала бережного отношения к вещам и хранения их в положенном месте. Настойчивость в проведении этой линии помогла ей вырастить из ребят полезных граждан нашей Родины. Детям подросткового возраста свойственны недостатки. Подросток в отдельных случаях может увлечься каким-ни­ будь одним делом и забросить другое; во время выполнения трудового задания, при столкновении с трудностями, может иногда проявить невыдержанность и оставить начатую рабо­ ту. Это объясняется новыми условиями жизни и учения под­ ростка, особенностями его физического и психического раз­ вития и тем, что его развивающееся сознание не может еще полностью обеспечить противодействие сохранившимся от младшего возраста детским привычкам в неустойчивости. Поэтому правильная организация труда, с учетом сил и возможностей подростков, имеет решающее значение в успе­ хе дела. Кроме общеизвестных способов вовлечения детей в физи­ ческий труд: просьбы, поручения, принуждения, мы, на ос­ нове изучения этого вопроса на практике, пришли к выводу о возможности применения в отдельных случаях способа — «включения в малую трудность». Суть его такова. Родители, поручая подростку задание, перед началом ра­ боты не рассказывают о всех трудностях. Это может запугать его, особенно при неинтересном деле. Воодушевляя словом, родители стараются включить подростка сначала в «малень­ кий кусочек» дела. Этот «маленький кусочек» должен быть таким, чтобы исполнитель мог бы без особых затруднений успешно его выполнить. При проявлении первых усилий у него появится уверенность в своих силах, пропадет страх перед неизвестным делом, организуется ритм деятельности. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=