УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

подражать в какой-нибудь деятельности отцу, матери или кому-нибудь, еще, сразу берутся за дело, как только увидят, что в этот род деятельности включилось много людей. Сила подражания коллективу бывает большой, она захватывает подростка. В примерах из литературы, кинофильмов, передач радио и телевидения оказывают наиболее сильное влияние, как пра­ вило, не отдельные эпизоды из жизни и деятельности великих людей, а образы целостной моральной личности. Если даются одни только эпизоды, подростки, на основе ознакомления с ними и личного воображения, очень часто сами рисуют или дорисовывают образ, зачастую с искажениями. Эпизодами, конечно, нельзя пренебрегать: когда ярки, ди­ намичны, близки к жизни школьника, они имеют большую силу воздействия. Однако раскрытие целостной личности, как показали исследования, оказывает большее воспитатель­ ное влияние, чем отдельные эпизоды. Не каждый пример, имеющий воспитательную силу, легко и свободно воспринимается. Нужно учить подростков вос­ приятию и подражанию. Одновременно привлекать их к наблюдению за поведением маленьких детей, к воспитанию последних. Обстановка ответственности заставит подростка проявлять положительный пример. Учителя могут многое сделать в воспитании подростков примером в семье. Во-первых, их личная повседневная жизнь и деятельность должны быть примером для родителей и уча­ щихся. Во-вторых, изучив характерные черты пройденного жизненного пути родителей, их работы в настоящее время, учителя могут раскрывать перед школьниками благородный путь трудовой жизни отца и матери, показывать значимость их труда в общем деле по строительству коммунизма. Кроме того, учителя имеют возможность показать родителям спосо­ бы и средства пропаганды среди подростков примеров из жизни и деятельности великих людей. •V. Труд Весьма эффективным средством воспитания коммунистиче­ ской морали у подростка является умственный и физический труд. Ввиду отсутствия в статье достаточного места для все­ стороннего освещения этого вопроса, кратко остановимся на домашнем физическом труде. В успехе его организации среди подростков, как показал опыт, большое значение имеют:"фазъ- яснение полезности такого труда для умственного и физиче­ 25

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=