УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

поведение людей они зачастую рассматривают вне связи с мотивами, по которым совершаются поступки. На основе изучения опыта можно наметить следующие требования к примеру. Личный пример родителей и других близких лиц не может воспитывать, если он является искусственным, создаваемым специально для показа. Только целостная личность, не имею­ щая серьезных нравственных промахов и изъянов в поведе­ нии, обеспечивает непрерывное воспитательное влияние на подростка, и силу этого влияния нельзя сравнить с силой влияния отдельных моральных поступков, как бы они ни были значительны. Вот мастер оружейного завода И. Р. Воробьев. Он работает более 25 лет на производстве. Дочь-подросток прекрасно знает необычайную любовь отца к труду, которая сочетает­ ся со смекалкой, с инициативой. Эту любовь она чувствует по его разговорам о заводе и по отношению к людям. У отца много друзей среди рабочих, которые вечерами заходят к нему поделиться мыслями, получить совет о том, как повы­ сить выпуск продукции и сэкономить сырье, и всегда уходят радостные, воодушевленные. Отец всегда подтянут, любит порядок. Он не жалеет времени на то, чтобы обсудить хоро­ шенько с матерью какой-нибудь вопрос и часто вовлекает в обсуждение дочь. Отец не терпит лжи, сам говорит правду и требует того же от других. Дети в его присутствии честно и открыто рассказывают про все, не видя нужды скрывать что- либо. Иван Родионович дома любит поработать по хозяйству, почитать вслух или послушать чтение школьников и органи­ зовать обсуждение. Он любит и отдых. Отдыхая, слушает рассказы детей о школе, уроках, работе комсомольской и пионерской организаций, и охотно отвечает на их вопросы. Так, повседневная жизнь отца является примером для вос­ питания детей. Конечно, это не значит, что эпизодические положительные примеры не нужны. Многие из них своей значимостью и яр­ костью являются замечательным средством возбуждения подражания. Задача состоит в том, чтобы родителям, в ко нечном итоге, постоянно иметь правильное поведение с эти­ ческой точки зрения. Наблюдения показали, что пример, проявляемый коллек­ тивом людей (коллективный пример), имеет больший эффект, чем пример со стороны одного лица. Часто можно наблюдать, как в отдельных случаях некоторые подростки, не желающие 24

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=