УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
поступкам и проверяя их с точки зрения правильности, ра дуясь успеху, девочка очень скоро стала приобретать поло жительные привычки морального поведения и преодолевать отрицательные. В настоящее время Раиса работает на заводе вместе с отцом, является одной из лучших работниц, а ее «воспитанники» хорошо учатся в школе. Таких фактов можно привести много. Задачи школы в приучении подростков к правильному поведению в семье огромны. Встречаются родители, которые не понимают значения воспитания моральных качеств в процессе активного участия в труДе на общую пользу. Они внушают детям пассивно уча ствовать в общественно-полезной работе, или уклоняться от нее, не ходить на субботники и воскресники, и т. п. Некоторые родители не знают о необходимости создания таких условий (ситуаций), чтобы детям можно было проявлять нравствен ные поступки. Есть родители, которые не имеют представле ния о средствах побуждения к нравственным поступкам и т. д. Необходимо на примерах из школьной жизни показывать родителям, как активное участие школьников в работе на общую пользу содействует развитию у них коммунистическо го отношения к труду и к общественной собственности, со циалистического гуманизма, коллективизма и других мораль ных качеств. На примерах из воспитательной деятельности лучших отцов и матерей необходимо раскрывать перед всеми родителями опыт приучения подростков к правильному пове дению и искоренения отрицательных черт и вредных привычек. III. Пример Одним из распространенных методов воспитания в семье •является пример. Подражание подростка, в отличие от подражания ребенка младшего возраста, является воспроизведением действий и поступков, которые в некоторой степени осознаны и подверг нуты самоконтролю. В нем можно заметить немало улучше ний, продиктованных собственной деятельностью и инициати вой. Подросток не удовлетворяется только тем, что видит положительный поступок другого лица. Он, прежде чем подра жать, хочет знать— от кого исходит поступок, что представ ляет собой человек, совершивший поступок. Конечно, не всегда подросток подражает осознанно. Его может иногда увлечь яркая сторона какого-нибудь отрицательного поступ ка героя. Подростков привлекают яркие внешние стороны: 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=