УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

поступкам и проверяя их с точки зрения правильности, ра­ дуясь успеху, девочка очень скоро стала приобретать поло­ жительные привычки морального поведения и преодолевать отрицательные. В настоящее время Раиса работает на заводе вместе с отцом, является одной из лучших работниц, а ее «воспитанники» хорошо учатся в школе. Таких фактов можно привести много. Задачи школы в приучении подростков к правильному поведению в семье огромны. Встречаются родители, которые не понимают значения воспитания моральных качеств в процессе активного участия в труДе на общую пользу. Они внушают детям пассивно уча­ ствовать в общественно-полезной работе, или уклоняться от нее, не ходить на субботники и воскресники, и т. п. Некоторые родители не знают о необходимости создания таких условий (ситуаций), чтобы детям можно было проявлять нравствен­ ные поступки. Есть родители, которые не имеют представле­ ния о средствах побуждения к нравственным поступкам и т. д. Необходимо на примерах из школьной жизни показывать родителям, как активное участие школьников в работе на общую пользу содействует развитию у них коммунистическо­ го отношения к труду и к общественной собственности, со­ циалистического гуманизма, коллективизма и других мораль­ ных качеств. На примерах из воспитательной деятельности лучших отцов и матерей необходимо раскрывать перед всеми родителями опыт приучения подростков к правильному пове­ дению и искоренения отрицательных черт и вредных привычек. III. Пример Одним из распространенных методов воспитания в семье •является пример. Подражание подростка, в отличие от подражания ребенка младшего возраста, является воспроизведением действий и поступков, которые в некоторой степени осознаны и подверг­ нуты самоконтролю. В нем можно заметить немало улучше­ ний, продиктованных собственной деятельностью и инициати­ вой. Подросток не удовлетворяется только тем, что видит положительный поступок другого лица. Он, прежде чем подра­ жать, хочет знать— от кого исходит поступок, что представ­ ляет собой человек, совершивший поступок. Конечно, не всегда подросток подражает осознанно. Его может иногда увлечь яркая сторона какого-нибудь отрицательного поступ­ ка героя. Подростков привлекают яркие внешние стороны: 23

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=