УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Побуждение добрым словом, бодрая, успокаивающая интонация голоса окрыляют девочку, возбуждают ее желания и силы, и она, на классных собраниях, в комсомольской ор­ ганизации и везде, где только можно, ставит вопрос об охране зеленых насаждений, критикует поломщиков в стен­ газете, добивается полного сохранения оставшихся посадок. В нескольких словах т. Бодрова, обращенных к дочери, мы видим побуждения, имеющие разные виды: а) моральное («А ведь хорошо поступишь»), б) эстетическое («Деревца красивые, я проходил мимо школы и видел»), в) перспектив­ ное («Они вырастут, будут большими. Лет через семь, восемь сядешь с подругами, а они будут «шептать» вам...») и т. д При изучении установлено еще одно интересное явление. Большим стимулом в приучении к моральному поведению яв­ ляется повышение ответственности, основанное на доверии. В 22 семьях, где мы наблюдали это явление, большинство подростков улучшили свое поведение. Это объясняется тем. что расширилось поле для нравственных упражнений и, кроме того, поступки попали под контроль, с одной стороны, млад­ ших детей, которых надо воспитывать, и, с другой стороны,— под контроль родителей, доверивших им это дело. В семье Г. в начале нашего изучения (8 лет тому назад) было 9 человек: отец, мастер завода «Красный Октябрь», мать — электросварщица, взрослая сестра — электросвар­ щица, бабушка, трое детей-школьников, двое— дошкольного возраста. Дочь Рая, ученица 6 класса, была старшей среди детей. Она имела ряд недостатков: не любила зани­ маться домашним хозяйством, иногда лгала. Отец однажды за обедом в присутствии всей семьи сказал: «Мы с матерью и старшей сестрой работаем, бабушка по старости больше лежит в постели, будь ты, Рая, когда нас дома нет, воспитательни­ цей детей. Старайся, чтобы младшие братья и сестры зани­ мались каждый своим делом, не разбрасывали и не портили вещи, говорили тебе правду. Сама во всем этом покажи, им пример. Кто не будет соблюдать порядка, говори нам с ма­ терью». И вот Раиса — подросток почувствовала своего рода вы­ движение, которое обязывало ставить интересы правильного воспитания доверенных ей детей превыше всего, показывать воспитуемым пример добросовестного участия в труде, при­ мер честности и правдивости. У школьницы стали развивать­ ся положительные желания. Руководствуясь «стимулом от­ ветственности», требуя от младших детей подражания своим 22

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=