УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

3. Вступился против истребления птиц братом. 4. Предотвратил драку малышей в семье. 5. Вступился против насмешек сестры над соседкой-ста- рухой. 6. Посетил больного товарища в больнице. 7. Помог слепому перейти дорогу (шел с отцом). 8. По совету отца проводил незнакомого человека до того места, о котором он спрашивал. 9. Указал грузчику на зерно, которое сыпалось из мешка (шел с матерью). 10. Указал шоферу на упавший из грузовой машины на зем­ лю матрац (по совету матери). 31 И т. д. Б. Совершены без побуждений со стороны родителей 1. Оказал помощь в тушении пожара. 2. Спас жизнь ребенку, который мог попасть под автомашину. 3. Спас жизнь утопавшему ребенку. 4. Помог старику нести вещи по улице. 5. И т. д. Данные свидетельствуют, что многие поступки совершают­ ся подростками при помощи побуждений со стороны родите­ лей. Самостоятельно совершаются в первую очередь поступки в тех случаях, когда не приходится долго раздумывать: надо спасать имущество от пожара, иначе оно сгорит, и т. п. Одна­ ко не каждый подросток проявляет готовность к такого рода действиям. Следовательно, и в самостоятельных поступках заложена воспитательная работа родителей. Факт каждого такого нравственного поступка явился синтезом всех пред­ шествующих нравственных поступков с малых лет, где руко­ водящая роль в их направлении, конечно, была в руках отца и матери. Рассмотрим вопрос о видах побуждений. Отец Вали Бодровой часто побуждает дочь к участию в груде, к бережному отношению к социалистической собствен­ ности и т. д. Он обычно говорит ей: «А ведь хорошо посту­ пишь, если не дашь мальчишкам поломать остальные деревца около школы. Одной не справиться. Поговори с учениками класса, организуйте охранный пост. Деревца красивые, я про­ ходил мимо школы и видел. Они вырастут, будут большими. Лет через семь, восемь сядешь с подругами, а они будут «шептать» вам: «Вот как мы рады, вот кто нас спас от унич­ тожения!»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=