УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Уч е н и к К- демонстрирует пипетку для капель. Он обра­ щает внимание присутствующих на прием заполнения пипетки жидкостью: а) сжимаем резину и этим удаляем из нее часть воздуха; б) опускаем пипетку в стакан с водой и разжимаем резину. В пипетку набирается жидкость. В. Почему зашла жидкость в пипетку после того, как мы разжали резину? О. Сжимая резину, мы удаляем некоторое количество воз­ духа. Разжимание производится в воде. Вода входит в пипет­ ку вследствие разности давлений вне пипетки и внутри ее В. Всем вам приходилось давать кровь для анализа. Не расскажете ли нам, где здесь используется асмосферное давление? О. Вначале прокалывают палец на руке. К появившейся вания поршня кровь заполняет шприц (рис. 8). Ве д ущи й . Атмосферное давление используется и в лабо­ раториях, например, для переноски или переливания жидко­ сти. Об этом расскажет ученик JT. Ученик JI. демонстрирует действие сифона (см. рис. 9). Сифон представляет собой изогнутую трубку с двумя колена­ ми неравной длины. Если опустить короткое колено в сосуд А и наполнить сифон жидкостью, то жидкость будет переливать- Рис. 8. Рис. 10, капле крови подносят стеклян­ ную трубочку. Через другой конец вытягивают воздух. Соз­ дается разность давлений в трубочке и над каплей. По­ этому кровь поднимается вверх. Демонстрация шприца. — Вот перед вами шприц. Это тот же насос. Вот цилиндр, вот поршень. На один конец цилиндра надевается игла. Как можно наполнить шприц лекарством? Опускают иглу я лекарство и вытягивают пор­ шень. Жидкость движется за поршнем. Так же берут кровь из вены: прокалывают вену иглой и в результате вытяги- 200

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=