УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

набросила платок и собралась. Смотрю, он выскочил из дому, ринулся в темноту и моментально исчез. Три километра туда иобратно пробежал и принес чайник. Я похвалила за смелость и исполнительность. Он рассказывал, что сначала, как выбе­ жал из деревни, боялся шорохов, темноты. Ему казалось, что за ним кто-то гонится. Обратно, на огни деревни, он, по его словам, шел и пел песни. После этого случая я его много раз посылала поздно вечером в сарай, когда нужны были дрова, посылала в соседнюю деревню к сестре, когда она болела, и т. д. Темнота стала ему не страшна». Как видно, необходимость принести чайник и любовь к матери явились стимулом в преодолении первичного страха. Мать не ограничилась, она сделала попытку закрепить про­ явленную смелость. Путем многократных упражнений она добилась, что сын не стал бояться темноты. Конечно, это не искусственные упражнения. Их мать не придумывала. Сами обстоятельства наталкивали на соверше­ ние определенных поступков. Если бы мать нарочно оставила чайник, чтобы заставить Колю поупражняться, то последний по взгляду матери, по ее движениям сомневался бы в том, что чайник забыт нечаянно, он не согласился бы пойти за ним. Короче говоря, искусствен­ ное «обучение» смелости не понравилось бы Коле. Но он ви­ дел действительность. Как не пойдешь за чайником, когда, во-первых, в забывчивости есть доля вины и Коли; во-вторых, мать беспокоится и будет беспокоиться; в-третьих, можно нажить позор—завтра кто-нибудь принесет чайник и спро­ сит: «Это ваш чайник?» Мать удачно использовала этот случай, как естественно сложившуюся ситуацию, для воспитания сына. Мы интересовались количеством и качеством нравственных поступков подростков с точки зрения их самостоятельного проявления и проявления при помощи побуждений со сторо­ ны родителей. Виды нравственных поступков, совершенных подростками при помощи побуждений родителей, и самостоятельно (в 30 случаях) А. Совершены при помощи побуждений со стороны родителей 1. Участие в посадке молодых деревьев во дворе. 2. Осуждение плохого поступка друга и помощь ему в ис­ правлении. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=