УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

таких опытов: а) демонстрация силы дуновения (вдуваем воз­ дух в одно колено открытого ртутного манометра, при этом достаточно сильно напрягая мускулы груди, чтобы добиться наибольшей разности уровней); б) демонстрация разрежения воздуха в полости рта при втягивании (втягиваем воздух из одного колена манометра и наблюдаем разность уровней в этом случае). Содержание рассказов по третьему циклу программы ве­ чера. Ве д ущи й : Атмосферное давление широко используется в медицине и лабораториях. О том, как ставятся медицинские банки, расскажет ученик И. Уч е н и к И. сначала проделывает опыт с яйцом. В графин из-под воды опускаем горящую бумажку или вату, смоченную спиртом. Через некоторое вре­ мя горлышко графина закры­ ваем яйцом, сваренным вкру­ тую и очищенным от скорлу­ пы. Яйцо постепенно засасы­ вается в графин. В. Каково .было давление воздуха в графине? О. Обычное, как и в ком­ нате. В. Какие изменения про­ изошли после того, как в гра­ фин опустили горящий пред­ мет? О. Воздух нагрелся и рас-* ширился. В. Горение прекратилось, воздух в графине * остывает. Каково давление в этом случае? О. Ниже атмосферного. В. Почему же яйцо втянулось в графин? О. Его затянуло внутрь графина атмосферное давление (см. рис. 7). Сейчас мы продемонстрируем действие медицинской банки. Вы без труда дадите объяснение этому явлению—засасыванию кожи в банку. (Ученик берет медицинскую банку, вносит в нее на некоторое время горящий предмет, убирает его и ставит банку на руку другого ученика. Все наблюдают за втягива­ нием кожи в банку и дают объяснение). 199

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=