УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

вылилась? Обратите внимание на дно, оно все усеяно малень­ кими отверстиями. Наполним снова наш сосуд, для чего опустим его в стакан с водой. Наш сосуд и стакан представляют собой два сообщаю­ щиеся сосуда, и вода поднимается в обоих на одинаковую высоту. Закрываем сосуд пробкой и вынимаем из воды. Вы заметили, что некоторое количество жидкости вылилось? Над водой в сосуде давление сейчас ниже атмосферного, и наруж­ ное давление удерживает столб воды в сосуде. Как только вынимается пробка, давление с обеих сторон выравнивается, Рис. 5. & к насосу воду уже ничто не удерживает в сосуде, и она выливается из отверстия (см. рис. 6). Ве дущий . Сейчас мы все пронаблюдали ряд явлений, а именно: втягивание воды в стакан, втягивание пробирки в пробирку, удерживание воды в сосуде с отверстиями. Эти яв­ ления вызваны действием атмосферного давления. Значит, мы его обнаруживаем тогда, когда давление с одной стороны в силу каких-либо причин изменяется. Предлагаемые нами опыты не являются единственными и обязательными. Они по содержанию и количеству могут быть иными. Но какие бы из них ни ставились, очень важно во время демонстрации вызвать интерес присутствующих на вечере, заставить думать, наблюдать и оценивать такие явле­ ния, которых они раньше не знали или не замечали. Содержание выступлений учащихся по второму ’тематиче­ скому разделу вечера — атмосферное давление в биологии Ведущий. Живые организмы приспосабливаются к атмос­ ферному давлению. Об этом нам расскажет ученик 3. Рис. 6. 197

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=