УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

ферансье: он заинтересовывает всех вступительным словом, связывает доклады отдельных учащихся, подводит итоги. Учащиеся выступают со своими сообщениями. Вечер заканчивается викториной с последующим премиро­ ванием учеников, набравших нужное число очков. Конкретизируем организацию и проведение вечера при­ мерами. Отбор материала 1. Атмосфера. Слово «атмосфера» введено в науку М. В. Ломоносовым. Вес воздуха. Атмосферное давление. Способ Торичелли. Решающие опыты Перье и Паскаля, подтвержда­ ющие правильность способа измерения атмосферного давле­ ния, предложенного Торичелли. Как велико атмосферное дав­ ление. «Поклажа из воздуха». Почему мы не замечаем атмос­ ферного давления. Демонстрация ряда явлений, связанных с атмосферным давлением. 2. Атмосферное давление в биологии. Как мы дышим. Как мы пьем. Горная болезнь. Присоски: пиявки, устрицы, скорпионы, улитки. Ходьба животных по болотистой местности. 3. Атмосферное давление в медицине и лаборатория* Медицинские банки, пипетки, шприц, ливер, сифон. 4. Атмосферное давление в сельском хозяйстве. Барометрическая поилка для кур. Автоматическая дойка коров. 5. Атмосферное давление в технике Насосы. Вакуумный вибропогружатель («подземный чел­ нок») . Отобранный материал велик по объему, но при желании и необходимости может быть сжат. Каким образом? а) Материал, перечисленный в первом пункте, нужно от­ бирать, учитывая промежуток времени между изучением его на уроках и проведением вечера, т. е. в зависимости от цели: будет ли это расширение кругозора учащихся или же повто­ рение. б) Вся дальнейшая программа тоже не должна быть пере­ гружена. Нет необходимости останавливаться на всех приме­ рах: нужно выбрать наиболее яркие и убедительные. Напри­ мер, для иллюстрации использования атмосферного давления т

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=