УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
естественно сложившиеся или организованные родителями условия для проведения нравственных сил подростка. Харак терным признаком их является жизненно оправданная необ ходимость. Ситуации никакого отношения не имеют к давно осужденным искусственно придумываемым упражнениям в воспитании нравственности. Процесс использования их за ключается во внимательном присматривании к текущей жиз ни с тем, чтобы «подстеречь» подходящий момент или даже «создать» его с тем, чтобы «включить» в него подростка для жизненно оправданных упражнений нравственного характера. Исследование показало, что многие родители в воспитатель ных целях используют и даже «создают» ситуации. Вот диаграмма, показывающая использование и соотно шение ситуаций. Рассмотрим факт использования в воспитательных целях так называемой естественной (само собой образовавшейся) ситуации. Одна колхозница рассказывала: «Мой сын Коля боялся темноты. С малых лет родственники ради потехи посылали его в темную комнату и потом кричали: «Там медведь!». Ко ля, испуганный, бежал оттуда. Потом я запретила пугать. Но вот Коле исполнилось 12 лет, а темноты боится. Однажды произошел такой случай. Мы с ним работали в поле и вече ром пришли домой. Вспомнили, что забыли чайник, из кото рого пили воду. Я сказала: «Надо принести сейчас». Уже было темно, Коля не соглашался. Зная, что он не допустит, чтобы я сама пошла, я сказала: «Ну, что ж, не оставаться же чайнику в поле, придется идти самой». Коля уговаривал оста вить чайник на месте до утра. Но я была непреклонна. 1 В 42 семьях используют ситуации, в 38 — не используют их. 2 В 31 семье используют сами собой сложившиеся ситуации, в 11 — организуют ситуации. Использова- Соотноше ние ситуа- ние ситуа ций в 80 ций в 42 семьях1 Семьях2 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=