УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

своеобразии сюжета, о закономерности в выборе повествова­ тельной линии произведения, о «типических обстоятельствах», в которых действует и проявляет свой характер герой, обед­ няется тем самым понятие композиции художественного произ­ ведения как постепенного развития мысли художника через взаимосвязь всех частей произведения. Повествование в художественном произведении основано не только на причинно-временных связях, но прежде всего на глубоких логических связях; первый же вид связи является лишь внешней основой реалистического изображения жизни. Художник-творит, воссоздавая жизнь своего героя: и исто­ рией его жизни, и изменением обстоятельств, и движением времени писатель ставит одну цель— передать свои мысли о жизни, доказать их справедливость. И. С. Тургенев не случайно заставил приехать демократа Базарова к аристократам Кирсановым. Писателю нужно бы­ ло их заставить спорить, доказывать правоту своих взглядов, чтобы раскрыть систему общественно-политических, этических, эстетических убеждений представителей двух социальных груп­ пировок. Дав возможность Базарову высказать взгляды на нормы человеческих взаимоотношений, Тургенев устраивает проверку их жизнью и через историю взаимоотношений Базароца и - Одинцовой доказывает несостоятельность высказывания героя о любви как чувстве напускном, несостоятельность его мысли о том, что это чувство не может иметь столь сильной власти над человеком. Поставив П. П. Кирсанова и Базарова в равное положение людей, отвергнутых в любви, писатель изобразил разницу в их поведении и отдал предпочтение волевому, мужественному Базарову с его умением по-настоящему, не в пример рассуж­ дениям Павла Петровича, сохранить свое человеческое досто­ инство. В основе смены событий налицо не столько причинно­ временные связи (они внешние), сколько логические, строй­ ные, как весь ход доказательства в теореме. Как могут учащиеся осмыслить эти особенности художест­ венного мастерства писателя, через постижение которых они придут к пониманию идейного смысла произведения? Воспроизведение для учащихся является основанием для выводов, воспроизведение в данном случае возможно в форме сжатого пересказа с анализом и оценкой логических связей последовательно сменяющихся событий. 186

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=