УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

ренно-либеральный, «в норе премудрый пескарь свой жизнен­ ный процесс завершает». Эти слова, искусно включенные в разговорную бытовую речь, придают сказке необыкновенное своеобразие и прелесть. Язык сказки очень эмоционален, пест­ рит вопросительными и восклицательными предложениями, поэтому легко воспринимается. «Какие у него были радости? Кого он утешил? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил?». В этих риторических вопросах сатирик яоно показал, каким должен быть человек. Используя форму сказки, он употребляет народные слова и выражения, слова с уменьшительными суффиксами: «по­ маленьку да полегоньку». В сказке употреблены повторения: «Лежит он день-день­ ской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает». В этом произведении писатель выступил как суровый судья, как писатель, страстно любивший свою родину и свой народ. Но какова «судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу... потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глу­ бину холодных, раздробленных повседневных характеров, ко­ торыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная доро­ га?...»— на этот вопрос ответил еще Гоголь в своем бессмертном произведении «Мертвые души»: «Ему не избежать, наконец, от современного суда, лицемерно-бесчувственного современного суда, который назовет ничтожными и низкими им лелеянные создания, отнимет у него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта». Замечательные произведения Салтыкова-Щедрина часто не разрешали печатать. Но реакционеры не сломили духа писа­ теля, который стал писать сказки, зло высмеивал все суще­ ствующие человеческие пороки. Имя великого сатирика— Салтыкова-Щедрина — бессмерт­ но, как и бессмертны его произведения». Учащейся в какой-то мере удалось проследить постепенный переход сказочного образа в аллегорический, почувствовать и передать иронию в описании жизни обывателя-пескаря, верно оценить народную основу сатирической сказки Щедрина. В пересказе ученица сумела избежать слов, разрушающих стиль произведения. Пересказ-изложение как прием анализа текста важен для осознания сюжета. Если изучение произведения ограничивается анализом си­ стемы образов, то невольно отступает на второй план вопрос о 185

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=