УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

сказочного образа и подразумеваемого необходимо, чтобы до­ биться верного выражения мысли в конкретном образе? Како­ ва роль гиперболы, реализованной метафоры или сравнения как композиционной основы сказок С.-Щедрина? Некоторые из затронутых вопросов находят свое отражение в письменных работах учащихся. Вот содержание главной ча­ сти сочинения ученицы Татьяны J1. (9 кл. Б, 1956 г.); в основе анализа идейно-художественных особенностей произведения— пересказ. «Жил был пескарь»,—так начинается сказка Салтыкова- Щедрина «Премудрый пескарь». Уже в самом начале сказки чувствуется близость ее к устному народному творчеству. Пе­ скарь — рыба, и, чтобы создать внешнее правдоподобие, Ще­ дрин переносит действие в подводное царство. И отец и мать пескаря были умные: «ни в уху, ни к щуке в хайло не попали». Старый пескарь наказывал сыну, чтобы тот жил, как все пескари, и говорил: «Коли хочешь жизнью жуировать— гляди в оба». А так как пескарь рыба неглупая, то, пораскинув умом, он увидел, что везде пескарю погибель: и от рыбы, и от рака, и от водяной блохи, и от уды. Очень красочен в художественном отношении рассказ ста­ рого пескаря о том, как он «чуть-чуть в уху не угодил». Пе­ скарь вспомнил, что ловили их как-то целой артелью, «страсть сколько рыбы тогда попалось», а «пескарям так и счет поте­ ряли». Но вот сети с рыбой вытащили на берег, и тут-то пе­ скарь «узнал», что такое «уха». Пескарь— подводный житель, и откуда ему знать, что делается на берегу. О костре он го­ ворит так: «Трепещет на песке что-то красное, серые облака от него вверх бегут». Но вот стали говорить: вали в «котел» рыбу— будет «уха». Но представлял ли старый пескарь, что такое уха? Вот его рассказ: «Шваркнет рыбак рыбину— та сначала окунется, потом, как полоумная, выскочит, потом опять окунется— и присмиреет. «Ухи», значит, «отведала». Но почему же рыба из котла, как полоумная, выскакивает? На этот вопрос можно найти ответ: «в нем вода, точно в озере во время бури, ходуном ходит». Сначала рыбу валили без раз­ бора, а старичок посмотрел на пескаря и сказал: «Какой от не­ го, от малыша, прок для ухи! Пущай в реке порастет», да и пустил в вольную воду. Пескарь-сын отлично запомнил поучения пескаря-отца. До сих пор мы видели, что главным действующим лицрм сказки является рыба, но далее Салтыков-Щедрин замечает, что был 183

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=